Теория и практика развития предпосылок трудовой деятельности
Высокий уровень: дети проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду взрослых, имеют представление о их работе; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, стремятся и умеют проявлять… Читать ещё >
Теория и практика развития предпосылок трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С целью изучения состояния проблемы в практике работы дошкольных учреждений нами проведена опытная работа на базе ГБОУ ЦРР д/с № 2380 «Жемчужинка» в группе раннего возраста. В эксперименте участвовало 24 ребенка раннего возраста, 1 воспитатель.
Работа включала три этапа:
Констатирующий — Диагностика начального уровня наличия предпосылок трудовой деятельности;
Формирующий — Формирование предпосылок трудовой деятельности в раннем дошкольном возрасте;
Контрольный — Сравнение полученных результатов в ходе в практической работы.
Результаты заносились в протокол.
Диагностика начального уровня предпосылок трудовой деятельности
На данном этапе мы ставили перед собой следующие задачи:
- 1. Проанализировать литературу, раскрывающую обозначающую проблему.
- 2. Определить эффективность воспитания предпосылок труда у дошкольника.
- 3. Проанализировать методы формирования предпосылки трудовой деятельности как фактора развития личности дошкольника.
Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт исследователей, нами были определены взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели предпосылок трудовой деятельности:
- · Уровень владения трудовыми действиями.
- · Понимание цели и мотива деятельности.
- · Умение анализировать результаты своей деятельности.
- · Степень проявление интереса к трудовой деятельности.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровне предпосылок трудовой деятельности воспитанников: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду взрослых, имеют представление о их работе; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: у детей наблюдается неустойчивый интерес к труду взрослого; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не проявляют интереса к труду взрослых, окружающим явлениям современного общества, не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень предпосылок трудовой деятельности определялся с учетом успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивалось по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально, и мы определяли уровень развития предпосылок трудовой деятельности.
Таблица 1. Результаты развития предпосылок к трудовой деятельности на первом этапе исследования.
№ п/п. | Фамилия, имя ребенка. | Владеет трудовыми действиями. | Понимает цель и мотив деятельности. | Умеет анализировать результаты своей деятельности. | Проявляет интерес к трудовой деятельности. | Средний бал. |
Амарина Саша. | ||||||
Баронец Дима. | ||||||
Волков Слава. | 1,7. | |||||
Гулякина Кира. | 1,5. | |||||
Джамалян Игнат. | ||||||
Иванов Слава. | ||||||
Коренухин Сергей. | ||||||
Кузьмин Миша. | ||||||
Лысенко Егор | ||||||
Новиков Родион. | ||||||
Ни Таисия. | ||||||
Новак Диана. | ||||||
Осипова Ксюша. | ||||||
Строколист Злата. | 1.5. | |||||
Табалина Василиса. | 1,2. | |||||
Ханжин Даня. | ||||||
Шалюта варя. | ||||||
Микнис Виталик. | ||||||
Пахомова Вика. | 2,3. | |||||
Фролов Илья. | 1,8. | |||||
Смелов Артем. | 1,5. | |||||
Шумаев Максим. | ||||||
Кончик Артем. | ||||||
Романенко Катя. | 1,8. | |||||
Итоги: 1,7. |
Высокий уровень — 3 балла Средний уровень — 2 балла Низкий уровень — 1 балл Применение диагностики и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволили нам определить начальный уровень предпосылок к трудовой деятельности у детей младшей дошкольной возраста. Общая картина результатов, полученных в ходе проведения диагностики — состоит в следующем:
- — высокий уровень показали 2 дошкольника;
- — средний уровень показали 19 дошкольников;
- — низкий уровень показали 6 дошкольников;
- — в целом группа показала средний уровень развития предпосылок трудовой деятельности.
Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс развития предпосылок трудовой деятельности. Именно поэтому на формирующем этапе эксперимента нам предстояло провести работу по повышению уровня предпосылок к трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в играх, занятиях и в повседневной жизни.