Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности проведения дидактических игр с детьми раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентируясь на уровень сенсорного развития воспитанников и имеющийся в учреждении игровой материал, педагог составляет перспективный план, предусматривающий регулярное (не реже раза в неделю) внесение в него изменений. В начале учебного года используются простейшие пособия автодидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, шаробросы, ящики для вкладывания… Читать ещё >

Особенности проведения дидактических игр с детьми раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дидактические игры дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог должен предварительно хорошо изучить содержание соответствующего раздела программы воспитания и обучения в детском саду, а затем распределить материал, соблюдая последовательность от простого к сложному.

Дидактические игрушки всегда включаются в состав предметной среды, создаваемой для детей раннего возраста. В группах детей 2-го (а иногда и 3-го) года жизни предусмотрен особый вид занятий, на которых детей обучают действиям с дидактическими игрушками. Однако, проведя исследование особенностей организации самостоятельной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, было установены, что существует немалый разрыв между обучением детей действиям с какими-либо предметами на занятиях и выполнением ими подобных действий по собственной инициативе с материалами, находящимися в соответствующем игровом центре. Связано это с тем, что на занятии педагог обычно решает задачу формирования конкретного способа действия с предметом. Как правило, он сам подбирает необходимые предметы и ставит перед детьми цель, сам контролирует и оценивает ее достижение. При таком построении обучающего взаимодействия ребенок осваивает преимущественно операционные умения. Он способен выполнять действия с той или иной игрушкой, но ему трудно сделать это самостоятельно, без поддержки взрослого. Умение ребенка организовать собственные действия не складывается одновременно с освоением их операционно-технической стороны и потому тоже требует особого педагогического внимания.

Начиная с первых дней учебного года необходимо организовывать подгрупповые занятия в сенсорном центре. Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких занятий воспитатель побуждает детей:

  • — аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;
  • — не мешать сверстникам;
  • — инициативно обращаться к педагогу за помощью и оценкой результата;
  • — завершив действие, самостоятельно брать другую игрушку, обмениваться с детьми.

Многократное выполнение практических действий с дидактическими материалами, в свою очередь, способствует формированию соответствующих психических (перцептивных) действий.

Такие занятия проводятся в игровой комнате в специально предназначенном месте — сенсорном центре. Чтобы все желающие дети могли принять в них участие, пространство временно расширяется (например, за счет внесения дополнительного стола).

Ориентируясь на уровень сенсорного развития воспитанников и имеющийся в учреждении игровой материал, педагог составляет перспективный план, предусматривающий регулярное (не реже раза в неделю) внесение в него изменений. В начале учебного года используются простейшие пособия автодидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, шаробросы, ящики для вкладывания кубов и т. п. По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, бочата и матрешки, пирамидки с конусными основаниями, стаканчики-вкладыши. Позднее центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подгрупповое занятие начинается с того, что педагог приносит и размещает на столах несколько однотипных пособий. Видоизменение окружающей обстановки служит фактором привлечения внимания детей. Некоторые сами подходят к игрушкам, других приглашает педагог. Если часть детей продолжает свои действия в иных центрах, нет необходимости их отвлекать: подобную работу можно провести с ними позднее. Во время занятия педагог организует деятельность детей с различными дидактическими игрушками: предлагает то один, то другой предмет, при необходимости помогает разобрать его, перемешивает колечки или вкладыши, своевременно подсказывает, одобряет достижение результата. При этом он удерживает в поле зрения действия нескольких детей, неоднократно обращаясь к каждому, но лишь на 10−20 секунд.

Каждый ребенок действует в своем темпе и с тем материалом, который его привлек. Если заложенная в пособии дидактическая задача окажется непосильной для него, педагог непременно приходит на помощь (например, указывает на подходящее отверстие, придает вкладышу нужное положение и т. п.).

Эффективность дидактических игр с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Ребенка увлекают поиски способов действий для достижения положительного результата (надеть колечки на стержень).

В совместных играх с детьми раннего возраста необходимо использовать наглядные методы, рассчитанные на понимание ребенком процесса действий и активное подражание. Необходимо показать, как надо действовать с игрушкой, прокомментировать свои действия. Ласковым словом, жестом нужно побуждать ребенка осуществлять сначала зеркальные действия, затем повторять эти действия несколько раз.

Необходимо поощрять его самостоятельность, при необходимости, помогать ему: подсказать, как сделать правильно, направить его руку, или, взяв его руку в свою, выполнить действие или его часть рукой ребенка. Тем самым вы поможете ребенку испытать чувство удовольствия, радости от полученного результата. В этой совместной деятельности ребенок не знает ни результата своих действий, ни их оценки, но то, что он действует сообща с любимым и уважаемым взрослым, уже является для него залогом положительного результата, придает ему уверенность.

Учитывая возрастающую способность детей третьего года жизни к наглядно-образному мышлению, необходимо учить их действовать с игрушкой уже не только на основе подражания, а по словесной инструкции.

Пристального внимания взрослых потребуют действия ребенка с пирамидкой, состоящей из пропорционально уменьшающихся деталей. Сбор пирамидки такого типа вызывает у детей раннего возраста особые затруднения. Поэтому нужно обязательно показать ребенку, как выбирать детали, чтобы игрушка была собрана в системе: каждый раз выбираем самую большую деталь из всех оставшихся. Однако, как показывает практика, несмотря на показ и объяснения, дети очень часто не понимают поставленную перед ними задачу. Почему так происходит?

Дело в том, что, собирая детали пирамидки в самых разнообразных сочетаниях, ребенок каждый раз получает новую игрушку. Предмет постоянно меняет очертания, цвет, форму, размер. Ребенка захватывает забавность этого подбора и отвлекает от решения поставленной перед ним задачи. Для того, чтобы ребенок понял задачу подбора колец по убывающей величине, ему необходимо сначала поработать с пирамидкой-елочкой, в которой кольца монтируются не на ровном стержне, а на конусовидном. Ребенок быстро понимает, что собрать такую игрушку можно лишь в том случае, если нанизывать кольца в правильном порядке: от большей детали к меньшей. Так он постигает принцип подбора колец по убывающей величине.

Теперь ребенку можно предлагать более сложные пирамидки, состоящие из 2−6 убывающих по величине деталей, нанизывающихся на ровный стержень. При этом следует придерживаться определенной последовательности: детям до 1,5 лет рекомендуются пирамидки из 2−3-х одноцветных и резко различных по размеру колец; детям после 1,5 лет — пирамидки из 4−6 как одноцветных, так и разноцветных, но уже менее контрастных по размеру деталей.

Большой интерес у детей раннего возраста вызывают игры с полыми геометрическими предметами-вкладышами. Конструкция подобных игрушек не требует от детей слишком точных ручных умений, действовать с ними легко и удобно. Вкладыши такого типа дают возможность развивать у ребенка пространственную ориентировку, знакомить с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объему предметы вкладываются в большие, а большие накрываются меньшими). Эти свойства ребенок может определить не только зрительно, но и на слух. Так, вложенный предмет интригует ребенка издаваемым при встряхивании звуком, побуждает его разбираться «что это?», «почему так?» .

Вначале освоения действий с этими игрушками предлагайте ребенку вкладыши округлой формы, поскольку они не требуют особой пространственной ориентировки при подборе и совмещении частей.

Ребенка второго года жизни учите последовательно раскладывать и складывать предметы-вкладыши; подбирать парные предметы из двух наборов, ориентируясь на их цвет, форму и величину; составлять башенку из двух предметов (сначала одного цвета, затем разного), накладывая меньший предмет на больший.

На третьем году жизни ребенку посильны задания по построению башенок уже из трех последовательно уменьшающихся предметов, различных по сочетанию основных цветов.

Конструкция сборно-разборных игрушек типа матрешки потребует от ребенка точных координированных движений рук, необходимых для соединения двух взаимосвязанных частей. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий, к тому же, сложной мыслительной работы. Поэтому, чтобы достичь высокого развивающего эффекта от игры с игрушками-матрешками необходимо вводить их в деятельность ребенка в определенной последовательности. Так, ребенку второго года жизни рекомендуются 2-х местные (меньший предмет неразборный) игрушки без декоративных отвлекающих деталей (одноцветные, нерасписные).

Для ребенка третьего года жизни в этих игрушках можно увеличить количество вкладных предметов до трех-четырех (два (три) предмета разборные, один — самый маленький — неразборный). Поскольку в этом возрасте координация движений рук ребенка становится более совершенной, а действия пальцев рук — более тонкими, он уже способен совместить детали игрушки не только по размеру, но и по рисунку.

Одним из основных принципов, на основе которого строится методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, педагог широко использует приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом.

Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте.

Подбирая материал для занятий, необходимо иметь в виду, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом нежелательно ставить на один стол одинаковые или однотипные игрушки, иначе дети могут перепутать их части.

Выводы

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста становится предметная деятельность. Это деятельность с предметами согласно их назначению. В процессе этой деятельности ребенок осваивает мир предметов: назначение и значение предметов для людей, способы действий с предметами, технику выполнения действий. Научившись использовать предмет по его назначению, ребенок подходит к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то. Так у ребенка формируется представление о том, что есть мир постоянных вещей.

В раннем возрасте дети также осваивают особый вид предметных действий — орудийные, для которых характерно то, что ребенку приходится воздействовать одним предметом на другой определенным способом (лопаткой копать землю, сачком ловить рыбку и т. п.).

В недрах предметной деятельности зарождается сюжетно-отобразительная игра, в которой дети, используя игрушки как средство замещения реальных людей, животных и предметов, осваивают способы игрового отображения действительности.

Дидактические игры в раннем возрасте способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия, познавательной активности. Они обогащают чувственный опыт ребенка: посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок учится различать форму, величину, цвет предметов.

В процессе практических действий с дидактическими игрушками у ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и др. Результат этих действий и оценка его взрослым развивают эмоцио-нально-волевую сферу ребенка, учат его доводить начатое дело до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой