Принципы личностно ориентированного подхода
Ряд методистов — математиков исследуют проблемы обучения в контексте учебной деятельности. Оказалось, что при таком подходе эффективно решаются проблемы обучения решению текстовых задач, поскольку в них выделяется основное отношение задачной ситуации и способы решения моделируются с помощью различных схем, графиков, диаграмм и т. д. А учитель обеспечивает мотивационную готовность и положительный… Читать ещё >
Принципы личностно ориентированного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большая роль в понимании деятельности как научной методологии принадлежит работам психологов А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., математиков Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.
Возникает вопрос: какое влияние на обучение математике оказали изменения в математической науке, психологии, философии?
Отметим один любопытный факт, Л. Н. Толстой устами одного из героев романа «Война и мир», сказал, что в мире есть две добродетели: знание и деятельность, а учебным предметом, формирующим эти добродетели, является математика.
В методике обучения математике долгое время автономно сосуществовали два направления, отражающие эти добродетели: методика преподавания предмета и методика решения задач. Во второй половине в. осуществляются попытки сблизить эти направления, в результате которых в методике обучения математике появился деятельностный подход. Его сущность — соединение формирования знаний с деятельностью. [3].
По А. А. Столяру в деятельностном подходе одно из центральных мест занимают различные уровни исследовательского метода. Однако реализовать его на каждом уроке, при изучении каждой темы школьного курса математики невозможно. Поэтому необходимо, указывал он, дидактически целесообразно сочетать обучение готовым знаниям и способы деятельности по их применению.
Ряд методистов — математиков исследуют проблемы обучения в контексте учебной деятельности. Оказалось, что при таком подходе эффективно решаются проблемы обучения решению текстовых задач, поскольку в них выделяется основное отношение задачной ситуации и способы решения моделируются с помощью различных схем, графиков, диаграмм и т. д.
Другие исследователи идею деятельностного подхода связывают с выделением действий, составляющих математические способы решения задач, с их формированием.
Сказанное приводит к выводу, что подлинной сутью гуманитаризации математического образования является отражение в образовании деятельностной природы знания. [7].
Организовать работу учащихся на уроке используя принципы личностно ориентированного подхода (табл. 1), задача современного учителя.
Таблица 1.
№ п/п. | Принципы личностно ориентированного подхода. | |
1. | Ребенок учится только через действие. | |
2. | Ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности. | |
3. | Ребенок осваивает мир в целостном восприятии. | |
4. | Ребенок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке. | |
5. | Ребенок успешен в учении, когда ему психологически комфортно. | |
6. | Ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью. | |
7. | Ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют. | |
8. | Ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни. | |
9. | Ребенок успешен в учении, когда он здоров. | |
Для того, что бы из традиционного урок стал личностно ориентированным, мы считаем, что важно помнить о следующих аспектах:
ь Синергетика урока должна включать в себя различные способы работы и усвоения знаний, должны присутствовать элементы взаимо — и самообучения; само — и взаимоконтроля;
ь Этапы работы учащихся над учебной задачей могут варьироваться с учетом учебной ситуации;
ь Быстрое реагирование на непонимание и ошибку («скорая помощь» учителя, совместное обсуждение, опоры — подсказки, взаимоконсультации учащихся);
ь Возможность обмена информацией между участниками учебного процесса;
ь Свобода слова, свобода мнения;
ь Партнерство со стороны учителя;
ь Оценочно — аналитическая деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной «я — концепции» ученика;
ь Возможность учащихся оценить урок, выбрать из него особо понравившиеся моменты;
ь Урок должен способствовать сохранению психического и соматического здоровья учащихся.
Преимущество личностно ориентированного обучения — учащиеся получают возможность внести изменения в планирование работы на уроке, повернуть его течение в другое русло. При этом они прекрасно видят, как реагирует учитель на возникающие ситуации, мыслит прямо на глазах учащихся, испытывает затруднения, а не повторяет заранее выученные теоремы. И все это самым эффективным образом сказывается на авторитете учителя.
А учитель обеспечивает мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Ведь еще в древности люди понимали, что положительный настрой и психологическое принятие личности учителя — существенный компонент образования. [7].
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что в организации современного урока учителю поможет соблюдение следующих принципов организации учебного взаимодействия, приведенных на рисунке 2:
Рис. 2. Принципы организации учебного процесса
Мы сегодня знаем далеко не всё, что нужно, чтобы нелёгкий учебный труд делал детей счастливыми.
Надо воспитывать в них жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. И уже сейчас, учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств — радостью познания.