Цели и содержание обучения письменной речи
Речь идет о традиционных правилах чтения. Так, в английском языке в открытом типе слога буква «e» пишется, но не читается — «nine», но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной. Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением… Читать ещё >
Цели и содержание обучения письменной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо зарубежному корреспонденту, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету, написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и т. д.
Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки:
- 1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка; .
- 2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью; .
- 3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации; .
- 4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
- 5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
- 6) логически последовательно излагать письменное высказывание. Содержание обучения письму.
На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.
Обучение графике.
Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению.
Чему учить на данном этапе Во-первых, надо учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.
Во-вторых, надо учить писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации.
В-третьих, надо учить правильно соединять буквы в словах.
Прежде всего нужно отметить сложности на уровне различения букв, а отсюда и их правильного написания. Здесь можно говорить об интерференции двух уровней:
- 1. Межъязыковая интерференция (Схожие по написанию буквы родного и иностранного языков могут путаться, особенно если они передают разные звуки. Например: русские и латинские Мм — Mm, Тт — Tt, Рр — Rr — Pp)
- 2. Внутриязыковая интерференция (Буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка, также представляют значительную трудность. Например: b — d — p — q; t — f — l)
Обучение орфографии.
Орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму и ей вряд ли можно обучить на все 100% сразу.
1). Написание на основе фонетического принципа.
Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто. Графемно — фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы.
2). Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.
Речь идет о традиционных правилах чтения. Так, в английском языке в открытом типе слога буква «e» пишется, но не читается — «nine», но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной.
3). Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.
Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть и гласные — «ee, ea, oo, ei», и согласные — «ch, sh, ght, gh, ph» и так далее.
Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Например: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и так далее.
Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но в то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке.
4). Трудные словарные слова.
Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова «daughter, neighbour, one «, или являются заимствованиями из других языков — «restaurant» и так далее.
Обучение различным формам записи.
Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему и т. д., не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.