Применение наглядных средств в образовательном процессе
Педагогическая эффективность сочетания слова преподавателя с использованием средств наглядности зависит от цели демонстраций, сложности демонстрируемых объектов, умения учеников наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе наблюдений. Каждая из форм наглядности обычно применяются при знакомстве учащихся с неизвестными предметами либо явлениями, необходимости конкретизации понятия и служат… Читать ещё >
Применение наглядных средств в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Виды наглядных пособий
Наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственный образ, представления, из которых на основе соответствующих заключений делается вывод.
Наглядные пособия — это учебные материальные модели изучаемых предметов, явлений или их свойств с целью создания в познавательной деятельности ученика тенденций к представлению реальных предметов, явлений или их сторон в естественных условиях существования.
К разновидностям наглядных пособий относятся:
- 1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (с растениями, животными, минералами и т. п.) в классе и за пределами школы (во время экскурсий, выездов в природу и т. п.)
- 2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности. Например, химические реакции, явление электрического разряда и т. п.
- 3. Картинная и картинно-дидактическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).
- 4. Объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами, панорамами, геометрическими телами и фигурами и т. п.
- 5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и прежде всего звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.
- 6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т. п. В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.
- 7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже, известно.
Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий — натуральные и объемно-образные.
Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально образованные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т. д.
Объемно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т. д.
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.
Образно-знаковые пособия — это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т. п.
Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т. п.
Применение наглядных пособий на занятиях предполагают выполнение ими двух общих дидактических функций: фиксации внимания и активизации запоминания.
Натуральная наглядность, обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизируют понятия, служит средством изучения внешних характеристик объектов;
Образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;
Объемно-образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;
Условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.
Использование наглядных пособий на занятиях требует тщательной подготовки преподавателя. Учитель должен понимать, что наглядность различных видов, а иногда и одного, имеет различную степень восприятия. Говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определиться с видом и формой наглядности.
С помощью современных технических средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создай определенный дидактический образ — модель, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная, интегративно-абстрактная.
Таким образом, наглядность проявляется через комплексность использования средств обучения, ярко выраженную визуальность, обусловливающие форму и способы их функционирования.
Следует отметить, что наглядность не самоцель в обучении, а неотъемлемая его составляющая, которая материализуется в средствах обучения и через них реализуется.
Функции средств обучения, равно как и их отбор, задаются через дидактический образ, поскольку именно он является описанием дидактических качеств. Образная модель позволяет перейти к истинному, но упрошенному образу изучаемого объекта или явления. Очевидно, что дидактический образ играет роль своеобразного посредника, который связывает в единую цепь процесс познания от изучаемого явления вплоть до конечного результата — знаний, получаемых учащимися, на заданном уровне популяризации.
Педагогическая эффективность сочетания слова преподавателя с использованием средств наглядности зависит от цели демонстраций, сложности демонстрируемых объектов, умения учеников наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе наблюдений. Каждая из форм наглядности обычно применяются при знакомстве учащихся с неизвестными предметами либо явлениями, необходимости конкретизации понятия и служат средством изучением внешних характеристик объекта. Структурно-графические средства применяются в том случае, когда предстоит передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи. В этом случае они выступают средством перехода от описания явления к пониманию его сущности. Знаково-модельные средства наглядности формализуют и символизируют знания, представляют информацию в сжатом виде и служат средством фиксации знаний для их дальнейшей проработки и хранения. Текстовые средства являются неплохим способом структурирования учебного материала и регламентации терминологического аппарата соответствующей учебной дисциплины.