Исторический анализ подходов к решению проблемы познавательного развития дошкольников
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 — 1870 г. г.) — основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (иградеятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет… Читать ещё >
Исторический анализ подходов к решению проблемы познавательного развития дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592−1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания. Он изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка, предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.
Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746−1827 г. г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию, в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;
Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782−1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами-строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.
РОБЕРТ ОУЭН (1771−1858) — английский философ и педагог, создал школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870−1952 г. г.) — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи:
- -наряду с основной формой воспитания и обучения детейсамостоятельными занятиямипредлагала применять разработанную форму — индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность
- -создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства и др.
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 — 1870 г. г.) — основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (иградеятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры).
А.С.СИМОНОВИЧ (1840 — 1933 г. г.) рассматривала детский сад как подготовительную ступень я школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет.
Е.Н.ВОДОВОЗОВА (1844 — 1923 г. г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего.
П.Ф.ЛЕСГАФТ (1837 — 1909 г. г.) — ученый и педагог — доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.
Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828 — 1910 г. г.) — в его педагогической теории важнейшее место занимала идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качествавпервые в истории педагогики уделил особое внимание проблем воспитания детей дошкольного возраста.