Вопрос 17. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования
Диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопатеподобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:* ясли-сады… Читать ещё >
Вопрос 17. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20−30-е гг. прошлого века.
К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:* ясли-сады;* детские сады;* дошкольные детские дома;* дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения.
Как отмечает Ю. В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:
- * слуха (глухих, слабослышащих);
- * зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией);
- * речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);
- * интеллекта (умственно отсталых);
- * опорно-двигательного аппарата.
Наполняемость группы — до 15 воспитанников. В штат специальных дошкольных учреждений были введены:
- * олигофренопедагоги;
- * сурдопедагоги;
- * тифлопедагоги;* логопеды;
- * дополнительные медицинские работники.
- 3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Его особенности:
- * перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами;
- * организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);
- * полное финансирование из госбюджета. 4.
Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:
- * дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;
- * диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопатеподобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата).
Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях;
- * до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад — с 3 лет);
- * закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;* искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.
Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.