Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования явились фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, И. П. Подласый и др.), работы по вопросам профессиональной направленности в обучении (С.И.Архангельский, А. А. Гужаловский, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, В. А. Сластенин и др.), проблемам личностно ориентированного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 1. 1. Вопросы личностно ориентированного образования на современном этапе развития общества
    • 1. 2. Специфика профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту
    • 1. 3. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения плаванию студентов колледжа
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Методика обучения плаванию студентов колледжа в условиях реализации личностно ориентированных технологий
    • 2. 2. Методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов в предметной области
  • Плавание"
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы
  • Выводы, но второй главе

Методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях резко повысилось значение физической культуры и спорта в системе образования. В соответствии с законом об образовании 1996 г. под физическим образованием понимается сочетание физического воспитания, физического развития и обучения различным видам спорта, которое обеспечивает высокий уровень физической культуры личности. Физическое образование способствует развитию человека, обеспечивает его жизнедеятельность в современных социально-экономических и экологических условиях.

Переход на личностно ориентированную парадигму образования, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения явились предпосылкой для обновления структуры и содержания методического обеспечения профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

Инновационные процессы, развернувшиеся в связи с этим в системе образования, способствовали появлению нового типа учреждений среднего профессионального образования — колледжей, позволяющих реализовать интегрированные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования.

В процессе возникновения учебных заведений нового типа перед учеными и практиками встают задачи теоретического обоснования, прогнозирования развития и разработки структуры и содержания профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в колледже.

Несмотря на то, что обучение в вузе студентов средних профессиональных учебных заведений по сокращенной программе уже практикуется, принесло положительный результат и принято в качестве одного из направлений реформы высшей школы, следует отметить недостаточную эффективность преемственности между образовательными уровнями. Одним из путей решения указанной проблемы является обновление методического обеспечения профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры.

В связи со сказанным выбор темы исследования определен следующими обстоятельствами:

• введение в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в котором определены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 — Физическая культура, обусловило необходимость разработки учебных планов и экспериментальных учебных программ;

• в педагогической литературе недостаточно полно и основательно исследованы аспекты реализации личностно ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования по физической культуре и спорту;

• становление и развитие учебных заведений профессионального образования нового типа требует разработки методического обеспечения профессиональной подготовки студентов на основе реализации личностно ориентированной парадигмы образования и внедрения здоровьесберегающих технологий.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Различные педагогические и организационные аспекты профессионального образования молодежи, трансформации учебных заведений профессионального образования обоснованы в работах С.Я.Баты-шева, К. Я. Вазиной, Л. М. Кустова, А. Я. Найна, А. М. Новикова, О. А. Сиротина и др.

Особое влияние на логику исследования оказали работы по проблемам становления профессионального образования (Б.С.Гершунский, П. Ленгранд, П. Н. Новиков и др.), системного подхода в образовании.

В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков и др.) и личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и ДР-).

Основы профессиональной подготовки квалифицированных спортсменов раскрыты B.C. Быковым, Л. МКуликовым, Н. Г. Озолиным,.

A.Ф. Поповой, В. Н. Платоновым, В. В. Петровским, Л. С. Хоменковым и др.

Проблемы профессионально-педагогической подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе целостности, интегративности и устойчивости профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях поставлены в исследованиях А. М. Воронова, О. В. Гаевской, Л. И. Лубышевой, Л. П. Матвеева, Е. В. Никулина, О. В. Ржанниковой, Ю. И. Сазонова,.

B.В.Шевелевой и др.

Однако анализ состояния исследуемого вопроса в теории и практике обучения показывает, что недостаточно полно разработано методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры и спорта.

Отсюда возникает противоречие между потребностью в подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта и недостаточной разработанностью методического обеспечения их профессиональной подготовки в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Проблема исследования: каково методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в учреждениях среднего профессионального образования.

В исследование нами введено ограничение: методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту рассмотрено на примере базового вида спорта (плавание).

Цель исследования — обоснование и разработка методического обеспечения профессиональной подготовки студентов в колледже физической культуры.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов в колледже.

Предмет исследования — методическое обеспечение профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза. Профессиональная подготовка студентов по физической культуре и спорту в колледже физической культуры будет более эффективной, если:

• в основу будет положено методическое обеспечение, способствующее формированию профессионально-педагогической направленности в условиях личностно ориентированного образования и реализации здоровьесберегающих технологий обучения;

• методическое обеспечение включает в себя учебный план, экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, разработанные на основе принципов целостности, непрерывности, инвариантности, вариативности, относительной полноты.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации решались следующие задачи:

1) изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

2) определить совокупность принципов, положенных в основу методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже;

3) раскрыть сущность и содержание профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в учебных заведениях среднего профессионального образования;

4) разработать экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию профессионально-педагогической направленности подготовки специалистов и экспериментально проверить их эффективность.

Методологической основой исследования являются современные философские, психолого-педагогические идеи и концепции о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (В.В.Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, Г. И. Щукина и др.), теория деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), общая теория профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер, Е. А. Климов и др.), теоретико-методологическое обоснование целостности процесса обучения (А.П.Беляева, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев и др.), психолого-педагогические аспекты управления учебной деятельностью (Н.В. Басова,.

B.В.Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.).

Теоретической основой исследования явились фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, И. П. Подласый и др.), работы по вопросам профессиональной направленности в обучении (С.И.Архангельский, А. А. Гужаловский, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, В. А. Сластенин и др.), проблемам личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, И.С. Якиманская), индивидуализации учебной деятельности (В.А. Беликов, Н. К. Гончаров, А. А. Кирсанов и др.), самостоятельности в обучении (А.Г.Гостев, П. И. Пидкасистый, И. Ф. Харламов и др.), закономерностей и принципов профессионального становления личности (В.М.Выдрин, В. М. Качашкин, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, В. Н. Смарин, И. Н. Решетень и др.), работы в области физического воспитания (А.К. Дмитриев, К. А. Инясевский, В. А. Парфенов, Г. Г. Румянцев, Н. А. Фомин и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, обобщение и анализ экспериментальных результатов применительно к рассматриваемой проблеме, анализ учебно-методической документации, наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-поисковая работа.

Методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

Базой исследования являлись Екатеринбургский колледж физической культуры и Уральская государственная академия физической культуры.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1995 — 1997) изучалось состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, научно-методической литературе и практике работы учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования. Уточнялась тема исследования.

На втором этапе (1998 — 1999) разрабатывалось, опытным путем проверялось и корректировалось содержание методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спор iу, включающего учебные планы, экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, способствующие реализации ее профессионально-педагогической направленности в ходе обучения в Екатеринбургском колледже физической культуры.

На третьем этапе, заключительном (2000; 2001), были проведены анализ и обобщение результатов исследованияуточнение и коррекция выводов, полученных в ходе первых двух этапов исследованиявнедрение методического обеспечения в профессиональную подготовку педагогов по физической культуре и спорту в колледже.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработано методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту, включающее учебный план, экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, способствующее формированию профессионально-педагогической направленности в условиях личностно ориентированного образования и реализации здоровьесберегающих технологий обучения.

2. Выделена совокупность принципов, положенных в основу структуры и содержания методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту (целостность, непрерывность, инвариантность, относительная полнота, вариативность).

Теоретическая значимость исследования заключается в определении структуры и содержания методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны и внедрены в учебный процесс учебный план, экспериментальные учебные программы профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже, дидактические материалы.

Экспериментально проверена эффективность методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в предметной области «Плавание».

Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в учреждениях профессионального образования, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта.

На защиту выносятся:

1. Методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту, включающее учебный план, экспериментальные учебные программы и дидактические материалы, способствующее формированию профессионально-педагогической направленности в условиях личностно ориентированного образования и реализации здоровьесберегающих технологий обучения.

2. Совокупность принципов, положенных в основу разработки методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже (целостность, непрерывность, инвариантность, относительная полнота, вариативность).

Апробация результатов исследования осуществлялась в учебном процессе Екатеринбургского колледжа физической культуры. Основные положения исследования были обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях:

• «Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования» (Омск, 1998);

• «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (Екатеринбург, 1998, 2000);

• «Теория и практика подготовки специалистов в современной высшей школе» (Магнитогорск, 2001);

• «Инновационные технологии в педагогике и на производстве (Екатеринбург, 2001);

• «Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы» (Екатеринбург, 2001);

• «Теория и практика развивающего обучения» (Челябинск, 2001);

• «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001).

Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем профессионального подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже. Она может служить основанием для продолжения исследований в области разработки интегрированных программ подготовки специалистов в области физической культуры в учебных заведениях непрерывного разноуровневого профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономическое развитие современного общества закономерно влияет на систему образования, которая, отражая социально-культурные процессы, выступает преобразующей силой, сферой формирования «человеческого капитала». Оно не только фиксирует характер изменений, происходящих в обществе, но и определяет его будущий облик, детерминирует его.

При современных темпах обновления форм организации труда требуется подготовка специалистов нового типа, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением. Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.

Для обеспечения педагогического процесса новыми технологиями работы с учащимися принципиально важно использовать методы педагогического воздействия, учитывающие природу образовательных процессов, положительно влияющие на развитие личности.

Качественно иного уровня можно достичь не только усовершенствованием сложившихся структур образования, но и за счет изменения подходов к развитию содержания и технологии образования, построения его личностно ориентированной модели. Созданные, но этому принципу учебные программы будут способствовать межпредметной и наддисциплинарной интеграции. Для современной школы становится актуальной задача.

147 дальнейшего совершенствования дидактико-воспитательной системы, позволяющей каждому обучаемому определить и выбрать свое направление обучения и развития.

Практическая реализация задач образования с использованием современных методов, технологий, на наш взгляд, требует выполнения двух принципиальных условий:

— реализации личностно ориентированной парадигмы образования;

— внедрения здоровьесберегающих технологий обучения.

В ходе исследования было установлено, что реализация основных направлений профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры невозможна без дальнейшего повышения требований к формированию профессиональных знаний, умений и навыков, но и совершенствованию их профессионально-педагогической подготовки. Важным направлением профессиональной подготовки специалистов является совершенствование преподавания теории и методики специальных предметов, в частности, структуры и содержания методического обеспечения дисциплины «Плавание» как учебного, спортивного и педагогического предмета. Это требует детального ознакомления, систематизации и обобщения теоретических положений и практического опыта работы с позиции современного развития науки педагогики и науки о плавании.

Прогрессивный опыт и результаты научных исследований далеко не всегда внедряются в практику, что снижает эффективность и качество проведения не только учебно-тренировочного процесса по плаванию, но и качества профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Методическое обеспечение обучения студентов колледжа плаванию представляет одну из самых важных составляющих физического образования и воспитания подрастающего поколения.

Как показало исследование, в настоящее время наиболее эффективно проводятся исследования по научным основам планирования и управления профессиональной подготовкой пловцов, педагогическому контролю соревновательной деятельности, силовой подготовленности и подвижности в суставах, по антропометрии, медицинскому контролю, биоэнергетическим характеристикам и биохимическому контролю, психолого-педагогическим исследованиям аспектов подготовки спортсменов-пловцов, что способствует формированию профессиональной направленности процесса обучения.

Но наш взгляд, немаловажным аспектом в современных исследованиях является также изучение педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной подготовке выпускников колледжа как будущих педагогов по физической культуре и спорту. Направленность этих условий должна обеспечивать профессионально-педагогическую и физическую подготовку будущего учителя физической культуры по плаванию или прикладную спортивную подготовку педагога по физической культуре и спорту, осуществляющего углубленное преподавание избранной учебной дисциплины.

Анализ литературы показал, что на современном этапе развития науки о плавании специалистов не могут удовлетворить научные работы, отвечающие на вопрос «что и почему надо делать?». На первый план выдвигается вопрос «как надо делать?», что является важнейшим для коренного улучшения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Наука о спортивном плавании — это не только планирование подготовки пловцов, контроль и совершенствование их техники, развитие силы, гибкости, выносливости, скорости, управления спортивной тренировкой, но и существенным аспектом остается вопрос «как осуществлять профессиональную подготовку студентов колледжа, обладающую вектором профессиональнопедагогической направленности?». Это связано с тем, что выпускник колледжа.

149 физической культуры может работать в качестве преподавателя-педагога по физической культуре и спорту, преподавателя-организатора по физической культуре и спорту, тренера по избранному виду спорта, реабилитологом, методистом. Выпускник колледжа также имеет возможность продолжит ь свое образование в высшем учебном заведении.

Решая задачу разработки методического обеспечения профессиональной подготовки студентов, было установлено, что эффективность его использования определяется одновременно эффективностью методики преподавания избранного вида спорта и методики обучения студентов.

Используемое в учебно-воспитательном процессе методическое обеспечение должно способствовать получению обучаемыми полезных результатов учебного труда и диагностике качества их знаний и умений.

В исследовании показано, что эффективность в получении положительного результата в определенной степени зависит от организации учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов в режиме здоровьесбережения. При этом решаются две задачи: во-первых, студенты в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе умеют сохранить и обеспечить собственное здоровье, устраняя сопутствующие отрицательные воздействия на здоровьево-вторых, непосредственно участвуя в учебном процессе, основанном на здоровьесберегающих технологиях, студенты могут применить усвоенные методы, способы и средства здоровьесбережения в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Изученная нами степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в средних профессиональных учебных заведениях показала, что данная проблема недостаточно полно освещена в педагогической и.

150 методической науке. Одной из основных причин этого является недостаточная разработанность методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в учебных заведениях среднего профессионального образования.

2. Раскрыты сущность и содержание профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту в колледже физической культуры, заключающиеся в формировании ее профессионально-педагогической направленности в условиях личностно ориентированного образования и реализации здоровьесберегающих технологий обучения.

3. Выделена совокупность принципов, положенных в основу структуры и содержания методического обеспечения профессиональной подготовки преподавателей физической культуры и спорта в колледже (целостность, непрерывность, инвариантность, относительная полнота, вариативность).

4. Разработано методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту, включающее:

• учебный план и экспериментальные учебные программы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту;

• дидактические материалы, обеспечивающие реализацию процесса профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту для специализации «Плавание».

5. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанного методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту. Статистическая обработка, анализ и обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных о достижениях студентов в освоении специализации «Плавание» позволили сделать вывод о том, что применение методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту способствует повышению качества обучения и профессиональной подготовки в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 110−134.
  3. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста: В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при политехническом музее / НИИВО. М.: Знание, 1984. -С. 69−90.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1996. — 216 с.
  5. Г. З., Жильцов П. А., Круглов Ю. Г. Учебно-педагогические комплексы в системе непрерывного образования // Педагогика. 1992. — № 9, 10. — С. 54−60.
  6. . Вклад в будущее: Приоритет образования: Программа развития ООН. М.: Педагогика-экспресс, 1993. — 164 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. ML: Педагогика, 1996. — 494 с.
  8. В.В. Новый этап в развитии педагогического образования // Педагогика 1992. — № 11, 12. — С. 48−54.
  9. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  10. II.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.- 197 с.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей153школе. М.: Высш. шк., 1974. — 384 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. -С. 45−47.
  13. В.Т. Общество, системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  14. Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: Школа // Сов. педагогика. 1982. -№ 11.-С. 30−39.
  15. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985. — 208 с.
  16. Л.Г. Норма деятельности категория педагогическая // Педагогика. — 1992. — № 3. — С. 46−53.
  17. Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 416 с.
  18. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 26−29.
  19. Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1995. — 74 с.
  20. .М., Мамгетов К. Ю. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников (проблема и первые шаги) // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 3. -С. 52−54.
  21. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996 — № 1. — С. 9−11.
  22. В. II. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. ~ 336 с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1 541 989.- 144 с.
  24. Бим-Бад Б.Н., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  25. Г. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. М.: Изд-во «КСП», 1996. — 247 с.
  26. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1969 — 1978- Т.24. — 575 е.- Т.36. — 600 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  28. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  29. Н.А. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1962. — 255 с.
  30. Г. Д. Дидактический эксперимент: Цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. унта, 1995.-38 с.
  31. К.Я. Непрерывное профессиональное саморазвитие педагогического коллектива. Н. Новгород, 1993. — 24 с.
  32. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физ. культ, в шк. 1993. — № 2. С. 59−64.
  33. . Стресс и спортивное плавание // Плавание: Информ.-метод. сб.-М., 1998.-С. 14−18.
  34. В.Ф. Проблемы теории непрерывного специального образования // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. М., 1988. — С. 203−205.
  35. А.А. От парадигмы обучения к парадигме образования. — М.: ИТП и МИО, 1994. — 35 с.
  36. Волков J1.B. Физическое воспитание учащихся: Учеб.-метод.155пособие. К.: Рад. шк., 1988. — 184 с.
  37. A.M. Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: Дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996. — 151 с.
  38. И.В. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1969.301 с.
  39. В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 5. — С. 12−15.
  40. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 128 с.
  41. О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры в процессе преподавания учебной дисциплины «Гимнастика»: Дис.. канд. мед. наук. СПб., 1997. — 158 с.
  42. .С. Россия: Образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / ИПО Челяб. фил. ~ Челябинск, 1993.-240 с.
  43. А.Т. Британский колледж: как готовить профессионала // Специалист. 1992. -№ 3.- С. 31−32.
  44. В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф. дис. д-ра социол. наук. СПб., 1995. — 37 с.
  45. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  46. К.Х. О направленности и содержании учебной работы по физическому воспитанию в школе // Физ. культ, в шк. 1986. — № 10. -С. 21−23.- № 11.-С. 20−22.
  47. В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990.-С. 13−16.
  48. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра // Высш. образование в России. 1994. — № 1. — С. 89−95.
  49. М.Е. Структурно-функциональный подход к направленности личности // Воспитание и профессиональная подготовка молодежи. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — С. 3−11.
  50. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение. -1992.- 192 с.
  51. М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высш. шк., 1987.-264 с.
  52. .В. Анализ основных положений в теории физической культуры. Л., 1985. — 46 с.
  53. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1980. — № 10. — С. 6−72.
  54. .И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. Физическая культура: Практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989.383 с.
  55. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. — 192 с.
  56. Закон «Об образовании» от 10.07.92 в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон „Об образовании“» от 13.01.96 г.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учит. газ. -1996. -№ 5−6. -С.1−5.
  58. Н.Н., Маслов В. И. Квалификационная характеристика специалиста по физической культуре и спорту: Учеб. пособие для слушателей ФПК и других форм обучения / ГЦОМИК. М., 1990. — 112 с.
  59. Здоровье и образование: Материалы I Всерос. иауч.-практ. конф. -СПб., 1995.- 124 с.
  60. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.-51 с.
  61. Э.Ф. Профессионально становление личности: Кризисы и их преодоление: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1.: Содержание и проблемы развития. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — С. 30−44.
  62. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод, пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 245 с.
  63. Л.Д., Лебедев К).Л. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры) // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 9. — С. 14−16.
  64. И.Л. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-ое изд., доп., исп. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  65. В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психологии. 1992. — № 3. — С. 50−60.
  66. О.Н. Подготовка студентов факультета физической158культуры и спорта педагогического вуза к реализации воспитательных возможностей: Лвтореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 20 с.
  67. К.А. Тренировка пловцов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 223 с.
  68. История физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Столбова В. В. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 359 с.
  69. В.А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М.: Просвещение, 1982. -127 с.
  70. Д.Е. Спортивное плавание. М: Физкультура и спорт, 1982.-208 с.
  71. В.М. Методика физического воспитания: Пособие для уч-ся шк. пед. училищ. 3 изд-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1968. — 304 с.
  72. Т.А. К вопросу о гигиеническом обосновании физического воспитания с профессиональной направленностью при профессиональном обучении подростков // Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1985. — С. 95−97.
  73. Е.А. Образ мира в разнообразных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-222 с.
  74. Клинберг J1. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984.197 с.
  75. Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 656 с.
  76. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 85 с.
  77. Кузьмина Н. В, Методы системного педагогического исследования. J1.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980. — 172 с.
  78. Г. И. Советская система физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 558 с.
  79. Н.Ф. История и организация физической культуры. М.:1591. Просвещение, 1982. 223 с.
  80. JI.C. Активизация учения, сущность содержания //
  81. Педагогика. 1994. — № 1. — С. 7−12.
  82. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова-М.: Радуга, 1982. 398 с.
  83. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
  84. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. — 270 с.
  85. А.П. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 317 с.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. — 186 с.
  87. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  88. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М.: Педагогика, 1988. — 320 с.
  89. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ-в пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФГ1К. ML: Прометей, 1992. — 528 с.
  90. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦОЛИФК. М., 1992. — 26 с.
  91. В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: Стратегия и практика. М.: Педагогика, 1994. — С. 13−32.
  92. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Оценка успеваемости пофизической культуре // Физ. культ, в шк. 1991. — № 11. — С. 308.
  93. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Пер. с нем. /
  94. Под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995. — 318 с.160
  95. Л.П. Некоторые варианты техники плавания // Плавание: Сб. ст. М., 1975. — Вып. 1. — С. 8−12.
  96. Р.Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР // Теория и практика физической культуры. 1991. 11. — С. 37−41.
  97. Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта. Л.: ВДК МФК, 1985. — 43 с.
  98. А.Х. Мотивация и личность. М.: Политиздат, 1954. — 220 с.
  99. А.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  100. Л.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ. -М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
  101. Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев, Л. В. Бабина, Г. А. Баранчукова и др.- Под ред. Г. Б. Лейксона, Л. Е. Любомирского. -М.: Просвещение, 1989. 143 с.
  102. А.А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МГТ1И, 1998. 181 с.
  103. А.А. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов (на материале спортивно-педагогических дисциплин): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 2001.-41 с.
  104. А.Я. Методика подготовки диссертаций по гуманитарным наукам: Учеб. пособие. 2-е изд. — Магнитогорск: МагГПИ, 2000. — 178 с.
  105. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкойкадров в условиях рыночных отношений. Челябинск: Юж.-Урал. отд. изд-ва1611. Транспорт", 1991.-202 с.
  106. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Моногр. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.-328 с.
  107. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000. — 255 с.
  108. Е.В. Целостность профессиональной деятельности как фактор интегрирования обучения будущих специалистов физической культуры и спорта (на материале обучения легкоатлетическим двигательным действиям: Дис. канд. пед. наук. М.: МПУ, 1996. 167 с.
  109. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под ред. Л. Е. Любомирского. М.: Педагогика, 1989. — 117 с.
  110. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Русс, яз., 1992.-672 с.
  111. А.Б. Личность и сущность: внешние и внутренние Я человека // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 5−19.
  112. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986.-352 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1995. ~ 633 с.
  114. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  115. Плавание спорт юных / Под ред. Р. Е. Матылянской, М. Я. Набатниковой, Л. И. Стоговой. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 192 с.
  116. Плавание, водное поло, прыжки в воду / Под ред. А. К. Дмитриева.162
  117. М.: Физкультура и спорт, 1966. 391 с.
  118. Плавание: Плавание, водное поло, прыжки в воду / Под ред.
  119. A.К. Дмитриева, Н. Ф. Столбова. М.: Физкультура и спорт, 1959. -461 с.
  120. Плавание: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 320 с.
  121. Плавание: Учеб. для пед. фак. ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 288 с.
  122. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред.
  123. B.А. Парфенова. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 247 с.
  124. Плавание: Учеб. для тренеров / Под ред. М. А. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1962. — 310 с.
  125. В.Н., Сенча В. М. Методика диагностики специальной выносливости у пловцов высокого класса // Плавание: Сб. ст. М., 1975. -Вып. 1.-С. 20−22.
  126. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-ое изд., пререб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  127. В.Н., Фесенко С. П. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 304 с.
  128. И.П. Педагогика: Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Владос, 1996. — 432 с.
  129. НИ. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культ. 1995. -№ 5.-С. 55−58.
  130. НС. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  131. О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов института физической культуры: Дис. канд. пед. наук. М., 1 631 997.-149 с.
  132. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Политиздат, 1989. — Т. 2. — 328 с.
  133. А.В. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995.-№ 2.-С. 135−142.
  134. Ю.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся колледжа физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. 22 с.
  135. И.Е. Проектирование личностно-ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 150 с.
  136. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−27.
  137. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  138. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1985. -137 с.
  139. П.З., Кабачков В. А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  140. О.А. Индивидуализация процесса спортивной подготовки юных борцов: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 117 с.
  141. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  142. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стереотип. — М.: Русс, яз., 1984.-608 с.
  143. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, 164иллюстрациях: Учеб. пособие. М.: Пед. об-во России, 2000. — 416 с.
  144. Советская система физического воспитания / Под ред. Г. И. Кукушкина. М., 1975. — 140 с.
  145. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.-М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 1632 с.
  146. Современная тренировка пловца / Под ред. ПЛ. Бутовича, Л. Надора. М.: Физкультура и спорт- Будапешт: Спорт, 1967. — 255 с.
  147. В.В. История и организация физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1982. — 286 с.
  148. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983.- 286 с.
  149. В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 2.-С. 39−44.
  150. Н. Новая система измерения активного сопротивления в плавании //Плавание: Информ.-метод. сб. -М., 1998.-С. 19−24.
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 344 с.
  152. Философский энциклопедический словарь // Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  153. И.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.212 с.
  154. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  155. Н.В. Психологический портрет формирования здорового образа жизни // Психол. журнал. 1991. — № 4. — С. 151−154.
  156. И.Г. Проектирование личностно ориентированного165образовательного процесса по предмету «Физическая культура»: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 162 с.
  157. Г. Л. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1999.-22 с.
  158. А.В. Современная дидактика: Учеб для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
  159. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  160. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  161. Г. А. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов колледжа физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 21 с.
  162. П.Г. Национальная политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании. -1994.-№ 2.-С. 72−82.
  163. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  164. .Д., Фрумин И. Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») // Вопр. психологии. 1993. ~ № 1.-С. 24−32.
  165. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  166. Anderson L.W. Increasing teacher effectiveness. Paris, 1991. 193 s.
  167. Anderson L.W., Block J.H. Mastery learning models // The international encyclopedia of teahing and teacher education. Oxford, 1988. P.58−67.
  168. Barzun J. Begin here: The forgotten condition of teaching and learning.1661. Chicago, 1991. 98 s.
  169. Gall M.D. Discussion method // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. P.232−237.
  170. Lewis R., Paine N. How to communicate with the learner. L., 1985.154 s.
  171. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., London, 1936.
  172. Maslow A.H. The future reaches of human nature. N.Y., 1971.
  173. Nuttin J. Motivation, planning and action. Leuven-Hillsdate, N.Y., 1984.
  174. Rogers C. On personal power. N.Y., 1977.
  175. Rogers C. A way of being. Boston, 1977.
Заполнить форму текущей работой