Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ понятия. НСрСдко умствСнно отсталыС школьники Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° Π½Π°ΠΈΠ·ΡƒΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π½ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π°, Π½ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π·Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ». ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ³ΠΎ усвоСния ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π°Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, прСдставляСт для умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ психичСский… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

НаиболСС высоким ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° являСтся ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… психичСских процСссов ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ абстрактными понятиями, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠΎΠ·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π½Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вуя с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ, Ρ‚. Π΅. ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π²Ρ‹ΠΉΡ‚ΠΈ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ чувствСнного познания. А Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ процСссы ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·, синтСз, сравнСниС, абстракция, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, конкрСтизация ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ знания.

ΠœΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΡ€Π°, опосрСдованноС Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ знаниями. [1].

Для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ особоС мСсто. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ психичСского процСсса ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ для обучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ для получСния ΠΈΠΌ «ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ», Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ «Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΡ» Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ· ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ°.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. Π‘. Выготского, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° развиваСтся ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΆΠ΅ закономСрностям ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΉ развития. Но ΡΠ°ΠΌ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ послСдствия ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π° ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ условия, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ развиваСтся ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ. [2].

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, для ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° ΡΡ‚Π΅Ρ€Π΅ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚аточная Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов. ИмСнно поэтому Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ трудности.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ мСньшСС количСство частСй ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ. Они Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ‡Π»Π΅Π½ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ части ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π½ΠΎ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΉ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ части ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ схоТи ΠΏΠΎ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ свойствам своСй повСрхности.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° Π±Π΅ΡΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, отсутствиС ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ члСнСния ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ свойств ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ постоянныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ для всСх ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π°. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ся. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ малСньким словарным запасом Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΡƒΡŽ характСристику частСй ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

НСмалыС трудности прСдставляСт для школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° сравнСниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ нСдостатком Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса являСтся, Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ часто соотносят ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой нСсоотвСтствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Иногда Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ сопоставлСния 2−3 частСй ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² пСрСходят ΠΊ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

Π’ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ умствСнного развития учащихся Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹» приводится большоС количСство ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, М. Π’. Π—Π²Π΅Ρ€Π΅Π²Π° ΠΈ А. И. Π›ΠΈΠΏΠΊΠΈΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ сравнСнии ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ различия ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½ΠΎ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ сходства Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ слоТности, Π° ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ совсСм Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ сходства ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. [3].

Для школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ доступны ситуационноС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ пространствСнно-Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ связи. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ обучСния Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ обобщСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Однако обобщСния Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ умствСнной ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, поэтому ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° выполнСния задания Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ понятия. НСрСдко умствСнно отсталыС школьники Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° Π½Π°ΠΈΠ·ΡƒΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π½ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π°, Π½ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π·Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ». ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ³ΠΎ усвоСния ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π°Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, прСдставляСт для умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ психичСский отсталый Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ НаиболСС доступной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ младшим школьникам с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° являСтся наглядно-дСйствСнноС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Однако ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ трудности. Π’Π°ΠΊ, ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅Π·Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ доску Π‘Π΅Π³Π΅Π½Π°. Π£ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся нСдостаточно Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹ практичСскиС дСйствия. Π­Ρ‚ΠΎ связано, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, с Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ чувствСнного познания ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ сфСры. Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС дСйствия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ часто носят ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Ρ‹ с ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ значСния. [4].

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ΅ трудности Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ использованиС наглядно-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Но ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ слоТными ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ задания, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ словСсно-логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈ рассмотрСнии Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Π½Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ видят ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ части ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. Им Ρ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ даСтся ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ тСкстов, содСрТащих Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ воспроизводят ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎ, опуская ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π΅Π³ΠΎ части. Они ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ смысловых звСньСв тСкста ΠΈ Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, насколько это Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — это трудная, Π½ΠΎ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠΌΠ°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°. Π”ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ посрСдством ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² обучСния.

  • 1. «ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ умствСнного развития учащихся Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ «ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π–. И. Π¨ΠΈΡ„. — Πœ.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 1965 Π³. — 343 с
  • 2. Выготский Π›. Π‘. ΠœΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ [ВСкст] / Π›. Π‘. Выготский: Π‘ΠΎΠ±Ρ€. соч. Π² 6 Ρ‚. — Π’.2. М., 1982. — 361 с.
  • 3. ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°: основы обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΎΡ‚клонСниями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ [ВСкст]: ΡƒΡ‡Π΅Π±. пособиС для студ. срСд. ΠΏΠ΅Π΄. ΡƒΡ‡Π΅Π±. Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ / Под Ρ€Π΅Π΄. Π‘. П. ΠŸΡƒΠ·Π°Π½ΠΎΠ²Π°. — Πœ.: Π˜Π·Π΄Π°Ρ‚. Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ «ΠΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ», 1998. — 144 с.
  • 4. Как ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ [ВСкст] / Бост. К. Π“Ρ€ΡŽΠ½Π΅Π²Π°Π»ΡŒΠ΄. — Π‘Пб., 2000. — 136 с.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ