Что и как делает куратор
Общая формулировка, которая отражает суть деятельности куратора семьи с особым ребенком, может звучать так: деятельность куратора направлена на помощь семье в укреплении детско-родительских отношений; на формирование конструктивной родительской позиции; разрешение проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением особого ребенка; развитие личностных ресурсов родителей и гармонизацию… Читать ещё >
Что и как делает куратор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая формулировка, которая отражает суть деятельности куратора семьи с особым ребенком, может звучать так: деятельность куратора направлена на помощь семье в укреплении детско-родительских отношений; на формирование конструктивной родительской позиции; разрешение проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением особого ребенка; развитие личностных ресурсов родителей и гармонизацию семейной атмосферы.
Что конкретно должен делать куратор?
Каждый нижеперечисленный пункт был тщательно продуман нами совместно с кураторами семьи, что отражено в Положении о кураторе семьи (приложение 2).
При взаимодействии с семьями куратор:
- • изучает семью, ее воспитательные возможности, уровень психолого-педагогической культуры родителей, атмосферу семейного воспитания и выявляет трудности, с которыми сталкивается семья в процессе воспитания ребенка;
- • осуществляет индивидуальную работу с родителями, вовлекая их в построение жизненной перспективы ребенка;
- • организует продуктивную коммуникацию между семьей и Центром;
- • оповещает родителей о мероприятиях, которые проводятся в Центре, мотивирует их к участию в этих мероприятиях, а также к посещению различных социальных учреждений в области воспитания и обучения ребенка (школа, дополнительные образовательные учреждения и т. д.).
При взаимодействии с междисциплинарной командой специалистов Центра куратор:
• собирает у специалистов, работающих с ребенком (воспитатели, педагоги и др.), информацию о проблемах ребенка в период его пребывания в Центре и предоставляет данную информацию междисциплинарной команде (руководитель организации, руководитель психолого-консультативного отделения, психиатр, дефектолог, логопед, воспитатели, педагоги и др.);
- • предоставляет информацию междисциплинарной команде о проблемах родителей, связанных с воспитанием ребенка в домашних условиях;
- • участвует в подготовке кейса по проблемам ребенка и семьи для обсуждения в Группе равных (междисциплинарная команда).
В процессе работы с кураторами нами были сформулированы обязанности данного специалиста:
- • периодически информировать родителей о текущем состоянии здоровья воспитанника Центра, его успехах и трудностях;
- • оказывать помощь семье в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением воспитанника Центра;
- • способствовать более тесному сотрудничеству между профессионалами и родителями воспитанника Центра;
- • регулярно (не реже одного раза в два месяца) встречаться с родителями;
- • проводить индивидуальные консультации родителей;
- • осуществлять контроль за решением вопросов, возникающих у родителей;
- • осуществлять контроль за ведением личных дел воспитанника Центра;
- • оказывать помощь в организации и проведении мероприятий для родителей, которые проводятся в Центре;
- • участвовать в информационных родительских собраниях.
На первый взгляд, такой обширный список обязанностей вызывает настороженность у специалиста, которому предлагается заняться кураторской деятельностью. Однако, по сути, мы лишь детально прописали то, что структурирует работу куратора, помогает ему выполнять работу с родителями более профессионально, понимая зону своей профессиональной ответственности, помогает создавать с родителями отношения партнерства, быть информированным по поводу состояния ребенка и совместно с родителем решать те или иные задачи в отношении ребенка.
В работе куратора очень важно быть юридически грамотным специалистом, поэтому мы включили в наше пособие нормативно — правовую базу, которая позволяет куратору очень четко работать в рамках закона с пониманием зоны ответственности государственной организации и родителей при сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В России и за рубежом приняты нормативные документы по преодолению социальной исключенности особых детей, их реабилитации и полноценной интеграции в общество. В Конвенции о правах инвалидов (2006), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761), Федеральном законе № 442 от 01.01.2015 подчеркивается право семьи особого ребенка на получение со стороны государства и общества профессиональной помощи и сопровождения, которые должны быть основаны на современных достижениях науки.
В соответствии с действующим законодательством нормативно-правовую базу системы поддержки семьи и детства города Москвы составляют федеральные законы, подзаконные акты федеральных исполнительных органов власти, законы города Москвы, подзаконные акты Правительства Москвы и ведомственные акты Департаментов города Москвы.
Перечень нормативных документов для работы кураторов (перечень составлен куратором семьи особого ребенка О. Ю. Михайловой).
Федеральное законодательство:
- 1) Семейный Кодекс Российской Федерации;
- 2) Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Московское законодательство:
- 1) Постановление Правительства Москвы от 26.12.2014 № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»;
- 2) Постановление Правительства Москвы от 26.12.2014 № 827-ПП «Об утверждении дополнительного перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве по формам социального обслуживания, установленных федеральным законодательством»;
- 3) Закон города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы и социальной помощи».
На основе политики государства по отношению к особым детям и их семьям, современных нормативных актов мы выделяем основные направления и принципы, в соответствии с которыми куратор должен строить свою работу.
Принципы работы куратора с семьей:
- • свободный доступ родителей к информации о работе профессионалов Центра по уходу и развитию особого ребенка;
- • адресность предоставления помощи семье;
- • добровольность;
- • конфиденциальность.
- (Принципы работы куратора с семьей особого ребенка выделены на основе Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Ст. 4. Принципы социального обслуживания.)
Направления работы куратора с семьей:
- • обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов;
- • профессионализм и высокая квалификация при работе с каждым ребенком и его семьей;
- • партнерство во имя ребенка: опора на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу;
- • проведение регулярного мониторинга потребностей особых детей и их семей;
- • создание условий для социализации детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детейинвалидов и их семей, создание системы творческой реабилитации детей и их семей.
- (Направления работы куратора с семьей особого ребенка выделены на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.)
Представленный перечень направлений работы кураторов и принципов, на которых он должен строить свою работу с семьей особого ребенка, безусловно, не претендует на исчерпывающую полноту и будет расширяться со временем. Однако мы считаем, что куратор должен изучать современные нормативно-правовые документы и творчески реализовывать государственную политику в отношении детей с нарушениями в развитии и их семей в своей деятельности.
Вооружившись знаниями нормативно-правовых документов, куратору будет полезно ознакомиться с информацией о том, что и как он должен делать, организуя работу с подопечными семьями. Ниже мы приводим 20 идей по формированию продуктивных отношений куратора с родителями.