Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Руководитель педагогического коллектива и старший вожатый

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У «участвующего» типа слабо выражена ориентация на задачу и сильно выражена ориентация на людей. Руководитель и подчиненные совместно принимают решения, при этом руководитель преимущественно исполняет роль модератора и координатора. Однако проблема состоит в том, что, часто уделяя особое внимание потребностям и чувствам своих подчиненных, он может затянуть выполнение задачи. Руководитель… Читать ещё >

Руководитель педагогического коллектива и старший вожатый (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции и задачи старшего вожатого

В лагере необходимо существование особой группы педагогов, определяющих стратегию образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов. Их должности в лагерях называются по-разному: начальник педагогической части лагеря, руководитель педагогического отряда, заместитель начальника лагеря по воспитательной работе, старший педагог, старший воспитатель, старший вожатый.

Ведущими функциями руководителя педагогического отряда является обучение вожатых, инструктирование их по выполнению возложенных на них обязанностей, а также планирование мероприятий. У руководителя педагогического отряда должен быть помощник — старший вожатый. Как правило, это вожатый, имеющий опыт работы в лагере и обладающий навыками организаторской работы.

Объединяющим началом для педагогов, занимающих в лагере данные должности, является проектировочная деятельность.

В их задачи входит:

  • — анализ наличных условий: материально-технических, природных, личностных ресурсов, культурных особенностей детей и взрослых, временных и пространственных ресурсов;
  • — разработка педагогической идеологии — системы идей, выражающих в обобщенной форме и с учетом особенностей воспитанников основные педагогические ценности, представления о педагогическом процессе и образе жизни в лагере;
  • — формулирование долгосрочных и ближайших целей работы педагогического коллектива;
  • — отбор видов и форм деятельности, соответствующих интересам детей, возможностям вожатых и оздоровительным задачам лагеря;
  • — разработка логики развития смены, отбор содержания общей массовой деятельности, установление форм взаимодействия отрядов, различных видов деятельности;
  • — текущий анализ педагогического процесса, мониторинг участия отрядов в жизнедеятельности смены, сбор и обработка текущей информации, проведение коллективного педагогического анализа педагогической деятельности.

Руководитель педагогического отряда и старший вожатый — это административные должности. Человек, занимающий их, должен уметь работать как со взрослыми, так и с детьми. Он должен хорошо владеть знаниями по педагогике, психологии, социологии управления, а также обладать определенными навыками актерского мастерства.

Составление программы жизнедеятельности смены требует от старшего педагога собственного опыта, чувства реальности, умения уловить возникающие тенденции и сформулировать на их основе цели, задачи, этапы, способы работы целого педагогического коллектива.

Из практики

Типы руководителей вожатых

В управленческой теории не раз предпринимались попытки классифицировать руководителей. Ученые П. Херси и К. Бланшар предложили разделить их на четыре основных типа.

«Делегирующий» тип — имеет слабую выраженность ориентации на задачу и слабую выраженность ориентации на людей. Это самый малоактивный тип руководителя. Он осуществляет минимальное руководство и поддержку подчиненных и признается самым неэффективным типом из всех перечисленных. Как правило, это начинающий руководитель педагогического отряда, который раньше был вожатым, а теперь занял более высокий пост в лагере.

У «директивного» типа сильно выражена ориентация на задачу и слабо выражена ориентация на людей. Главная цель такого руководителя — выполнить задачу во что бы то ни стало, несмотря на проблемы, возникающие при этом у подчиненных. И хотя такой руководитель четко и понятно объясняет задачи, определяет роли подчиненных, эффективно работать с ним могут только высоко работоспособные, дисциплинированные и ответственные люди. Такой руководитель педагогического отряда обычно свою методическую работу перекладывает на плечи вожатых, оставляя за собой лишь роль распорядителя и оценщика.

У «участвующего» типа слабо выражена ориентация на задачу и сильно выражена ориентация на людей. Руководитель и подчиненные совместно принимают решения, при этом руководитель преимущественно исполняет роль модератора и координатора. Однако проблема состоит в том, что, часто уделяя особое внимание потребностям и чувствам своих подчиненных, он может затянуть выполнение задачи. Руководитель педагогического отряда этого типа, скорее, приехал в лагерь отдыхать и общаться с вожатыми, нежели брать на себя ответственность за ход событий смены.

«Поддерживающий» тип руководителя имеет сильную выраженность ориентации на задачу, равно как и сильную ориентацию на людей. Такой тип руководителя считается наиболее эффективным: он может не только эффективно решить задачу, но и проявлять внимательность и заботу к своим подчиненным. Такой руководитель педагогического отряда настоящий подарок, как для начинающих, так и для опытных вожатых.

Руководитель-профессионал привносит все самое лучшее, что умеет в деятельность лагеря. Он проводник хорошего настроения и детей, и вожатых. От того, как он работает, зависит успех всего процесса. Поэтому руководитель-профессионал не довольствуется серединой, а развивает все только самое лучшее, а именно:

  • — демонстрирует высокие моральные качества;
  • — контролирует ситуацию и не позволяет ей контролировать его;
  • — ведет себя собранно и организованно, ожидая того же и от своих коллег;
  • — относится к каждому с уважением, как к личности со своими индивидуальными особенностями;
  • — руководствуется законами и существующими правилами, показывает пример и требует, чтобы их соблюдали другие;
  • — создает творческую и комфортную обстановку в коллективе;
  • — относится с уважением и пониманием к мнению коллег;
  • — проявляет стремление к профессиональному росту и пополнению знаний;
  • — относится добросовестно к работе и воспитывает такое же отношение у коллег;
  • — в отношениях проявляет выдержку и терпение, приветствует их у других;
  • — следует высоким моральным стандартам в воспитании детей;
  • — демонстрирует искренность, скромность и открытость в общении с коллегами и с детьми.

С такими качествами, каждый человек станет лучше, атмосфера в лагере — доброжелательной, а значит и успех дела гарантирован.

Ориентиры для руководителя вожатых

Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание каждого члена педагогического отряда. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда вожатых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми.

Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых взаимоотношений руководителя с вожатыми, важен для выполнения общей работы (реализация программы смены) и для личного взаимодействия.

Вожатый должен знать, что:

  • — руководителю можно доверять. Это помогает справляться с проблемами: вести обсуждение проблемы объективно и без эмоций;
  • — руководитель может решать задачи: привлекать к решению задачи других, рассматривать различные стороны личных проблем и забот;
  • — обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиденциальным.

Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с вожатыми, руководителю следует показать им, что он ценит и уважает вожатых независимо от качества их работы. Иногда для руководителя может оказаться сложным сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уважительного отношения к любому человеку. Доверие помогает преодолевать различия и личные конфликты.

Co-участие. Для руководителя важна способность быстро устанавливать связи и свободные отношения со всеми вожатыми, вера в их способности. Нужный климат в коллективе создает истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.

Разделение озабоченностей. Руководитель должен культивировать у вожатых привычку разделять беспокойство, индивидуально или коллективно, давать оценку выполненной работе (проведенному мероприятию).

Регулярно хвалить вожатых за проделанную работу. Регулярная похвала помогает подготовить вожатого к принятию критики, когда в этом возникает необходимость.

Руководителю также полезно иметь привычку время от времени уделять внимание отрядам с целью наблюдения за их жизнью и микроклиматом и контролировать выполнение вожатыми определенных видов деятельности с целью контроля качества реализации деятельности. Если вожатый поймет, что это делается из лучших побуждений, то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением.

Если ранее не был установлен процесс контроля над деятельностью вожатых, и вожатые стали выказывать недоверие руководителю, то элементы этого процесса следует обсудить совместно на планерке. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы вожатого.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой