Рефлексивная деятельность учителя
Словарь практического психолога предлагает два значения понятия «рефлексия» (от лат. reflexio — отражение) — 1. размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния; 2. механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. В сложном процессе рефлексии присутствуют, как… Читать ещё >
Рефлексивная деятельность учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух — не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акцент на качественной определенности именно педагогического в его отличии от чего бы то ни было другого. В этом же ряду можно говорить о социологической рефлексии, философской, психологической. Когда мы говорим о рефлексивной деятельности педагога — мы имеем ввиду прежде всего некоторую позиционность, выделенную в целостном и сложном процессе, именно процессе педагогического взаимодействия. Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличаться от рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора (организационно-управляющей) позиции. Когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас будет интересовать — закон всеобщей человеческой деятельности в сфере специфической. Предметом нашего пристального внимания окажется соотношение всеобщего (рефлексия) и особенного (педагогическая сфера), а это соотношение всегда представляет собой некоторую сумму полновесных единичных «вещей» или образов действия, относительно каждого из которых на вечный внутренний вопрос «рефлексия ли это? и педагогика ли это ?» мы можем со всей уверенностью знать, что «это — оно самое и есть» .
Итак, когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас интересует:
- а) рефлексия как всеобщая человеческая деятельность,
- б) особенный характер предмета этой деятельности как выражение специфического педагогического среза человеческого бытия,
- в) ряд образов этой предметной деятельности,
Словарь практического психолога предлагает два значения понятия «рефлексия» (от лат. reflexio — отражение) — 1. размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния; 2. механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению [50, с. 494−495].
Понятие рефлексии, возникшее в философии, означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
В сложном процессе рефлексии присутствуют, как механизм, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сама личность, какова она есть в действительности; как эта личность воспринимается партнером; как она видит самою себя. И отношение к этим трем позициям другого партнера.
Рефлексия в педагогике — это источник теоретического педагогического знания. Предлагая эту формулировку, мы приглашаем читателя посмотреть на вопрос с позиций классической европейской философии: именно в таком качестве — в качестве источника теоретического знания рассматривали рефлексию Декарт, Локк, Кант. Именно в этом качестве говорит о рефлексии Фихте, немецкий философ и ректор Берлинского Университета начала ХIХ века, автор фундаментального труда «Наукоучение «, в котором он анализирует сами понятия науки, знания вообще и теоретического знания в особенности. Вопрос о мере присутствия рефлексии в педагогической деятельности — это одна из сторон вопроса о месте теоретического знания в ней. Заметим: теоретического знания, а не суммы сведений из теоретикопедагогических работ исследователей. В современном профессиональном педагогическом сообществе существует где-то скрытая, где-то открытая дискуссия по проблеме меры, форм и способов включения теоретического знания в педагогическую практику. Отмечают разные стороны проблемы — низкую востребованность педагогической теории в практике, недостаточную развитость самой педагогической теории, ее абстрактность, инерционность педагогической практики, преимущественная склонность педагогов — практиков к восприятию нормативно — методического знания, их нежелание или неспособность воспринимать концептуальные формы. Указанный разрыв теоретического и практического слоя педагогической деятельности болезненно сказывается в тех звеньях образовательной системы, где включаются и начинают набирать силу инновационные процессы, поскольку они более всего требуют целостности и полноты осознания сущности, смысла происходящего и полноты владения механизмами управления процессами преобразования — преобразования не только институтов, и даже не только сознания, но и самих форм знания. На мой взгляд, проблема разрешима только на пути анализа того, что представляет собою рефлексия в педагогике.
Рефлексивность как способность и форма мышления, обращенная на осознание самого себя и переосмысление содержания своей деятельности, является одним из основополагающих психологических качеств личности,.