Введение.
Особенности мотивации учения на этапах ранней и поздней юности
Актуальность проблемы. Проблемы мотивации и обучения являются актуальными в работе общеобразовательной школы, и высших учебных заведениях. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие учебных заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения содержания изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения… Читать ещё >
Введение. Особенности мотивации учения на этапах ранней и поздней юности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. 29].
Проблема мотивации учебной деятельности является традиционным предметом исследования в различных областях науки, в том числе и в педагогической психологии. А. К. Маркова подчеркивала, что знание мотивационной основы конкретного процесса учения равносильно знанию движущей силы этого процесса. Никакой, даже очень квалифицированный преподаватель, не достигнет желаемого результата, если усилия его не будут согласованы с мотивационной основой конкретного процесса учения.
Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. 27].
Следует сказать, что проблема мотивации учения относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения позволяет управлять и учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ (Л.И.Божович, В. Ф. Моргун, Г. И. Ибрагимов, В. С. Ильин, Ш. А. Амонашвили, М. В. Матюхина, А. К. Маркова и др.)[12].
Актуальность проблемы. Проблемы мотивации и обучения являются актуальными в работе общеобразовательной школы, и высших учебных заведениях. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие учебных заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения содержания изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами все чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников, подростков предъявляемый школой и вузами уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению. [9].
Цель исследования: изучить мотивы учебной деятельности студентов.
Объект исследования: мотивация обучения студентов в ВУЗе.
Предметом исследования: мотивы учебной деятельности студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что студенты первого курса будут ориентированы на внешние мотивы учебной деятельности, а у студентов четвертого курса будут преобладать внутренние мотивы учебной деятельности. Это можно обосновать тем, что у студентов, только начавших обучение, мало сформировано представление о профессиональной деятельности, а у студентов старших курсов уже формируется профессиональное самосознание. В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов; определить содержание понятий «мотивация», «учебная мотивация» изучить существующие теории мотивации.
- 2. Исследовать специфику учебной мотивации студентов.
- 3. Сформулировать ряд рекомендации по развитию мотивации студентов. Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности студентов
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности студентов; анализ результатов тестирования, проведенного с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» авторы А. А. Реан и В. А. Якунин, с целью выявления мотивов обучения участников исследования; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; теоретическая и практическая части, заключения и приложений.