Классификации ЗПР.
Основы специальной педагогики и специальной психологии
Церебрально-органическая форма ЗПР является наиболее тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года… Читать ещё >
Классификации ЗПР. Основы специальной педагогики и специальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящий момент в отечественной научной литературе существуют следующие виды классификаций ЗПР:
- 1) классификация Т. А. Власовой и М. С. Певзнера (1967);
- 2) классификация В. В. Ковалева (1979);
- 3) классификация К. С. Лебединской (1986).
Рассмотрим каждую из них подробно.
Классификация Т. А. Власовой и М. С. Певзнера
При психическом и психофизическом инфантилизме задержка психического развития первична и связана с воздействием вредных факторов на центральную нервную систему в период беременности. На первый план выступает отставание в развитии личности (личностная незрелость) и эмоционально-волевой сферы. Эмоции поверхностны и неустойчивы. С трудом формируется чувства критичности по отношению к себе, долга и ответственности. Интеллектуально сохранны. При выполнении заданий умеют использовать помощь взрослого. Могут отмечаться либо вялость и пассивность, либо раздражительность, двигательное беспокойство, неусидчивость, повышенная возбудимость. В некоторых случаях наблюдаются головные боли, сниженный аппетит, нарушения сна. Своевременная и правильная психолого-педагогическая помощь приводит к полной обратимости.
При астенических и церебрастенических состояниях на первый план выходят: психомоторная вялость или возбудимость, нарушения внимания, быстрая утомляемость и, как следствие, отвлекаемость, неспособность к длительному физическому и умственному напряжению.
Астенические состояния снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания. ЗПР имеет первичный характер, так же как и при психическом инфантилизме. Интеллектуально сохранны. Обучению мешают либо вялость, заторможенность, либо возбудимость, двигательное беспокойство, раздражительность. Затруднен процесс овладения чтением (часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений), письмом (не дописывают буквы и слова, пропускают буквы, слоги, слова, переставляют буквы, соединяют несколько слов в одно), счетом (часто не овладевают приемами устного счета, самим понятием числа, плохо запоминают таблицу умножения; не могут удерживать в уме условия задачи, теряя ее отдельные элементы).
Достаточно легко корректируется при своевременной помощи даже в условиях массовой школы, но при индивидуальном подходе, который должен включать в себя обучение в классах выравнивания, но не более трех лет, с последующим переводом в обычные классы. В процесс обучения должны вводится игровые элементы, яркий наглядный материал. Объем заданий должен быть меньше, чем для детей, чье развитие соответствует норме.
Психический инфантилизм и астенические состояния являются наиболее легкими формами ЗПР.
Церебрально-органическая форма ЗПР является наиболее тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года жизни) — дистрофирующие инфекционные заболевания, мозговые травмы. В отличие от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур, повреждения ЦНС носят мозаичный характер. Физически незрелы. Наблюдается ущербность эмоционально-волевой сферы. Нарушения познавательной деятельности проявляются в слабости памяти, внимания, подвижности психических процессов. Данная форма ЗПР граничит с дебильностью. Отличия заключаются в том, что детям с церебральноорганической формой ЗПР, в отличие от детей с дебильностью, свойственны любознательность (у них имеется познавательный интерес, они задают вопросы), адаптивность (достаточно легко адаптируются в обстановке), контактность, наблюдательность. Умеют пользоваться помощью взрослых при выполнении заданий и переносить опыт решения на последующие задания. Однако, в условиях массовой школы практически необучаемы. С точки зрения авторов И. А. Юркова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, данный вариант отклоняющегося развития не может рассматриваться в рамках ЗПР, поскольку имеет постоянный характер и даже при своевременном медико-психолого-педагогическом коррекционном воздействии дети с данным видом аномалии не достигают состояния нормы ни в период обучения в школе, ни позже. Рекомендуется обучение в специальных классах и школах.
Выделение форм ЗПР по пограничные формы интеллектуальной недостаточности.
- 1. При дизонтогенетических ЗПР недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка.
- 2. При энцефалопатических — в основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.
3. Интеллектуальная недостаточность обусловлена действиями механизма сенсорной депривации и связана с дефектами анализаторов и органов чувств.
Интеллектуальная недостаточность связана с дефектами воспитания и дефицитом информации, начиная с раннего детства.