Теоретические основы нравственного воспитания умственно отсталых детей средствами сказкотерапии
Материальные отношения в ней представляются под углом зрения того, как они могут реализоваться и как должны реализоваться в непосредственной деятельности групп людей и отдельного человека. Нравственность выступает, как один из способов практического ориентирования людей в жизни, фиксирует требования, которые социум предъявляет к индивидам, действующим сознательно. Она по своей роли в обществе… Читать ещё >
Теоретические основы нравственного воспитания умственно отсталых детей средствами сказкотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и природа нравственного воспитания
В кратком словаре по философии (1) понятие нравственности приравнивается к понятию мораль (латинское mоres-нравы), под которой понимаются нормы, правила поведения людей, принципы, а так же человеческое поведение в целом (мотивы поступков, результаты деятельности), суждения, чувства, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и в обществе (рабочим коллективом, классом, народом, социумом).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют как: «Нравственное воспитание — целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения» (Давыдов В.В. (6,с.85)).
По мнению В. И. Даля (5,с.267) «мораль» это «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Автор так же считает, что:
«Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
С древнейших времен в педагогике утвердилось положение о том, что нравственное воспитание и развитие играет решающую роль в жизни личности. Л. Н. Толстой (34), К. Д. Ушинский (39) признавали важность нравственности в развитии, формировании и воспитании личности. Наряду с целью обучения различным предметам, Я. А. Коменский (19) самой важной в человеческой жизни считал задачу нравственного воспитания. Управление человеком собой является, по мнению К. Д. Ушинского (34), одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием, — так считал выдающийся педагог. Большое значение в процессе нравственного воспитания, имеет вырабатывание человеком положительных привычек.
В.В.Давыдов (6) считал, что роль семьи отца и матери в нравственном воспитании детей является одной из самых значительных. Автор считал, что воспитатели, школа могут только развить и направить воспитание детей, но основное закладывание норм, ценностей и моралей человека происходит в семье.
Еще в трудах Аристотеля в древней Греции о нравственности человека говорили: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я. А. Коменский говорил: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (19,с.68).
Нравственность является одним из основных видов социальной регуляции, способом организации жизненного процесса развития человека. Потребности общества, которые фиксируются в нравственности, принимают форму оценивания, общих норм, правил и практических предписаний.
Материальные отношения в ней представляются под углом зрения того, как они могут реализоваться и как должны реализоваться в непосредственной деятельности групп людей и отдельного человека. Нравственность выступает, как один из способов практического ориентирования людей в жизни, фиксирует требования, которые социум предъявляет к индивидам, действующим сознательно. Она по своей роли в обществе находится наряду с правом, обычаями, нормами и т. д. Мораль, согласно понятию «практическидуховного освоения мира» — это форма духовного отношения к миру, но такая, которая практически ориентирована, и ее непосредственная задача состоит в организации реального общения между людьми (Дробницкий О.Г. (10)).
Нравственные представления, нравственные чувства и привычка к правильному поведению лежат в основе овладения навыками правильного поведения и освоения нравственности (17).
На современном этапе развития общества приоритетными становятся проблемы нравственной культуры как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (42) указывает на важность духовно-нравственного воспитания гражданина России, подчеркивает, что оно должно осуществляться за счет развития у детей нравственных чувств, формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра и т. д.
В Программе духовно-нравственного развития (41), которая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19 декабря 2014 г.) (40) должна входить в структуру адаптированной основной общеобразовательной программы, прописаны такие направления формирования нравственных качеств умственно отсталых детей с I по IV классы, как: первоначальные представления о некоторых общечеловеческих ценностях, понятия «хорошо» и «плохо», мотивация универсальной нравственной компетенции и др (25).
Чтобы выявить специфику нравственности, необходимо определить ее своеобразие в рамках самого общественного сознания. Таким образом, социальная сущность нравственности находит свое концентрированное выражение в регулятивной функции.
По мнению А. С. Макаренко (21,с.86), «нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила, требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения…».