Ирония.
Педагогика
Искусство — один из уникальных общепедагогических феноменов, средство и приобщения людей к сокровищницам мировой культуры, и развития образного мышления, художественного творчества. Вы заметили: редко кто из учившихся в музыкальной школе не пробовал и сам сочинять музыку, а из много читавших — рисовать прочитанное или писать (сочинять) прозу или стихи? Никем и ничем не компенсируемо собственное… Читать ещё >
Ирония. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интересные педагогические размышления вызывают порой толковые, а вовсе не специальные словари. Блистательный В. И. Даль, например, называет среди других такие оттенки слова «ирония», как «насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание» и даже «похвала, которая хуже брани». И правда, ирония — одно из своеобразных проявлений отношения человека к себе, к другим людям, к фактам и событиям. Своеобразие ее — в таком сочетании норой противоположных оценок, чувств, суждений, когда они не вступают в жесткое противоречие благодаря юмору, неизменно присущему иронии.
Действительно, способность по-доброму улыбнуться по поводу своих слабостей, своего пристрастия, хобби как бы защищает человека от критики и насмешек со стороны других людей, но утверждает в их личностной значимости. Иногда проще сказать с легкой иронией правду товарищу, коллеге, выйти из конфликтной ситуации.
Как бы смягчая картину жизни, ирония может помочь в преодолении не всегда нужной прямолинейности суждений. В то же время у человека слабого, безвольного вместо иронии — либо существенно заниженная самооценка, либо беспросветный пессимизм, либо эгоистическая самоуспокоенность… Будучи в наибольшей степени уделом людей сильных и мужественных, способных в случае необходимости преодолеть себя, ирония облегчает рефлексию своих недостатков, признание своей неправоты, даже публичное… Недаром верным признаком ума молва называет способность человека иронизировать над собой. Согласны ли вы с таким мнением? Да или нет и почему?
Склонны ли вы к иронии? Когда с иронией обращаются к вам, вы огорчаетесь «обвинениям» в свой адрес или радуетесь неравнодушию «обвинителя»? Вы завидуете ироничному человеку? Уверены, что всегда можете отличить иронию от злой шутки, пустого зубоскальства или от фальшивого комплимента?
А можно научить (научиться) иронии — зачем, почему, как?
Искусство
В воскресенье семья собралась у телевизора. Снова вместе смотрят одну из популярных в последнее время передач для и про старших школьников. Бабушка, глядя на экран:
- — Говорят, эти ребята — самые перспективные. Будущая, как вы теперь выражаетесь, элита. А часто элементарных вещей не знают ни из настоящей музыки, ни из классической и современной литературы, о художниках и говорить нечего… Бедные!.. Почему же они, «умники» и «умницы», разбираются во многом, кроме искусства?
- — Да ладно, ба! — возражает внук-одиннадцатиклассник. — Зато они и историю знают, и иностранные языки, и в экономике секут…
- — За что — «зато»? Любой специалист, далекий от искусства, — просто сухарь, который никогда не станет яркой личностью.
- — Вот-вот, сейчас опять скажешь про Эйнштейна, что на скрипке играл, или про Бородина, который и химиком был, и «Князя Игоря» сочинил… А ведь это скорее исключение, чем правило!
Искусство — один из уникальных общепедагогических феноменов, средство и приобщения людей к сокровищницам мировой культуры, и развития образного мышления, художественного творчества. Вы заметили: редко кто из учившихся в музыкальной школе не пробовал и сам сочинять музыку, а из много читавших — рисовать прочитанное или писать (сочинять) прозу или стихи? Никем и ничем не компенсируемо собственное творение образа, созданного художником с помощью слова, звука, цвета, их всегда разного сочетания. Без приобщения к искусству невозможно и формирование духовности. По для этого искусство надо знать, понимать, любить.
Вы согласны с тем, что именно общение с подлинным — народным или профессиональным — искусством может возвести преграду сухому рационализму, холодному взгляду на происходящее — тому, из чего произрастают цинизм и равнодушие, опасные и для человека, и для его окружения бездуховность, презрение к «романтическим бредням»? Есть ли что опаснее сегодня? Если есть, то что?
Впрочем, может быть, правы и те, кто, совсем не ревизуя очевидную воспитательную функцию искусства, полагают, что его, если можно так выразиться, мера, доля, место в становлении современного человека теперь не меньше, но иные, нежели два-три десятилетия назад, а значит, нужны иные идеи и технологии приобщения к искусству, преемственно сочетающиеся с традиционно эффективными. Уж очень изменились и само искусство, и пути его движения «в массы», впрочем, как и культурные движения этих масс к книге, музыке, живописи, а заодно — к ТВ, видео и т. д.
Как вы считаете, бессильно ли общество перед агрессией масс-медиа, всеобщей «детективизацией» телевидения, шоу-бизнесом и есть ли современные пути приобщения к вечным и только возникающим ценностям искусства, отвечающие и нашему времени, и перспективам? Если нет, то почему? Если да, какие решения вы предлагаете?
Какие современные произведения изобразительного искусства, музыки, кино, театра, литературы вы считаете явлениями настоящего искусства? По каким критериям?