Выводы.
Использование системы дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей старшей группы
Современная педагогическая наука определяет содержание сенсорного воспитания, исходя из данных современной психологии и педагогики. Он строится на основе принципа обогащения и углубления путем формирования у детей (начиная с раннего возраста) широкого ориентирования в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность… Читать ещё >
Выводы. Использование системы дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания детей старшей группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку отечественная дошкольное дидактика, опираясь на современные психологические исследования и рассматривает сенсорное развитие как формирование новых, не существовавших ранее, сенсорных процессов и свойств при активном педагогического воздействия. Поэтому важной задачей педагога является именно сенсорное развитие на протяжении всего дошкольного детства.
протяжении дошкольного детства сенсорная культура состоит во взаимосвязи с развитием речи и мышления. Восприятие является основой, которая питает мышление чувственным материалом. Мышление также способствует развитию восприятия, обогащает его. Ощущение и понимание носят не пассивный характер, это — особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его качеств и свойств.
Современная педагогическая наука определяет содержание сенсорного воспитания, исходя из данных современной психологии и педагогики. Он строится на основе принципа обогащения и углубления путем формирования у детей (начиная с раннего возраста) широкого ориентирования в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений. В то же время, сенсорное воспитание включает специальную работу по ознакомлению детей с сенсорными эталонами, а также специальными способами сопоставления качеств предметов воспринимаются с усвоенными образцами, т. е. способами обследования предметов.
На каждом этапе дошкольного детства задачи и содержание сенсорного воспитания конкретизируют его общую цель. Последние научные данные свидетельствуют о возможности формирования у детей первых лет жизни тонких дифференцировок предметов различной формы, размера, цвета и их оттенков. Сенсорное воспитание, по исследованиям ученых, следует начинать как можно раньше, чтобы использовать природные возможности ребенка.
Система сенсорного воспитания М. Монтессори рассматривает сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека. Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного жизни. Метод Монтессори не просто указывает ребенку на качестве предметов и явлений окружающего мира, а дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых.
В каждом возрасте сенсорное развитие имеет свои задачи. И в детях 5 — 7 лет надо не только формировать сенсорные эталоны, учить обследовать предметы и развивать аналитическое восприятие.
Психологи отмечают, что в процессе развития человека первым формируется восприятие, на основе которого у ребенка складывается сенсорный опыт. Именно эта связь приводит такую особенность развития ребенка, как одновременное функционирование в учебной деятельности различных видов мышления: наглядно — образного, практического и словесно — логического, или понятийного.
Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных системах упражнений развивать ребенка. Также необходимо учесть и то, что дети идут в школу с 6 лет и будущим школьникам труда воспринимать учебную информацию, если не развивать ребенка. Поскольку у детей 6 — 7 лет в значительной мере сохраняются особенности сенсорики детей — дошкольников. Как и дошкольники, эти дети пользуются в сенсорных процессах способами наблюдения, сопоставления, рассматриваемого поиска, обводки предмета ручкой или взглядом, наложения приложения.
Целью сенсорного развития детей является формирование у них сенсорных способностей. Способности, с одной стороны, является условием успешного выполнения определенного вида деятельности, а с другой — развиваются в процессе этой деятельности. Важно не столько, сколькими знаний обладает ребенок, сколько то, как она ими владеет и как осваивает новые. Знания и умения, при определенных способов приобретения — единственный и эффективный путь формирования способностей. Поэтому широкое переноса способов действий в игровые ситуации позволяет лучшего формирования обобщенных умений, которые становятся основой воспитания сенсорных способностей ребенка.