Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проектирование и технология реализации системы внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителей информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературыанализ и обобщение опыта организации ВДС в педагогических вузахпрогнозирование и моделирование, анализ и обобщение передового педагогического опытаэмпирические — констатирующий и формирующий эксперимент в естественных условияхвключенное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ состояния проблемы организации 14 внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя
    • 1. Внеаудиторная деятельность в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза
    • 2. Анализ опыта организации внеаудиторной деятельности сту- 30 * дентов (ВДС)
    • 3. Возможности внеаудиторной деятельности в структуре профессиональной подготовки учителей информатики
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Проектирование и функционирование системы внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителей информатики
    • 1. Психолого-дидактические основы проектирования и функционирования системы внеаудиторной деятельности студентов
      • 1. 1. Проектирование системы ВДС
      • 1. 2. Создание системы ВДС
      • 1. 3. Функционирование системы ВДС
    • 2. Методика организации системы ВДС
      • 2. 1. Этап проектирования системы ВДС
      • 2. 2. Этап создания системы ВДС
      • 2. 3. Этап функционирования системы ВДС
      • 2. 4. Организация и методика проведения мероприятий в системе ВДС
    • 3. Анализ эффективности системы ВДС в структуре профессиональной подготовки учителей информатики
  • Выводы по главе II

Проектирование и технология реализации системы внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителей информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В результате возрастания роли информационных технологий и, соответственно, умений взаимодействия с информационными структурами различной природы и владения различными способами представления информации, в системе школьных дисциплин особое место занимает курс информатики, содержание, цели, формы и методы изучения которого претерпевают непрерывное изменение и модернизацию. Именно поэтому подготовка учителей информатики является важной задачей системы профессионального образования.

Становление информационного общества, формирование в России новых социально-экономических и политических отношений предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки специалистов и ее результату — профессионально значимым и личностным качествам будущих учителей информатики, обеспечивающим высокую степень профессионализма и конкурентоспособность на рынке труда.

В связи с этим называются перспективные направления изменений в системе образования: реализация идей неформального образования, переход от обучения к образованиюиндивидуализация образования на основе индивидуальных способностейутверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образованияориентация на образование, «созидающее знание» и способствующее развитию творческих способностейприменение новых информационных технологий в образованиипереход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Изменяются парадигмы и цели отечественной системы образования. Особенностью современного этапа развития педагогической науки является активизация исследований личностно-ориентированных, инновационных, творческих педагогических систем и технологий.

Основным документом, регулирующим качество подготовки специалиста, в том числе учителя информатики, является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС), в котором отражены квалификационные требования к специалисту и требования к уровню его профессиональной подготовки, определяются требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки, условиям ее реализации и срокам освоения.

Вместе с тем ГОС не регламентирует формы и методы обучения в вузе, вследствие чего активные методы обучения, ориентированные на развитие творческого мышления студентов, зачастую оказываются не востребованы. Традиционные же формы и методы обучения не позволяют в достаточной степени достичь уровня профессиональной подготовки, необходимого современному учителю.

Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов (ВДС) как неотъемлемый компонент системы профессионального образования. При соответствующей организации профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность студентов может обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, способствовать формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки учителей информатики позволил выявить следующие противоречия между:

— потребностью общества в высококвалифицированных, творчески и инновационно мыслящих учителях информатики и отсутствием престижа педагогической профессии и мотивации к педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности у значительной части выпускников педагогических вузов;

— непрерывно изменяющимися содержанием, целями, формами и методами изучения информатики и информационных технологий и недостаточной подготовленностью к этому будущих учителей информатики;

— потребностями личности в самореализации, самоутверждении, самовыражении и реальными условиями организации учебно-познавательной деятельности в педагогическом вузе;

— необходимостью развития творческого потенциала будущего учителя и преобладанием в вузе репродуктивных технологий обучения;

— необходимостью эффективной организации системы внеаудиторной деятельности студентов и недостаточной разработанностью проблемы, особенно в области подготовки учителей информатики.

Проведенный теоретический анализ существующих исследований свидетельствует о достаточной разработанности теории и методики организации ВДС при решении частных педагогических и методических задач. Однако проблема проектирования и формирования целостной системы внеаудиторной деятельности в качестве средства профессиональной подготовки является недостаточно исследованной. Выявлено также отсутствие исследований, посвященных внеаудиторной деятельности студентов — будущих учителей информатики.

В целях преодоления названных противоречий и по результатам анализа состояния проблемы ВДС определена проблема настоящего исследования, которая состоит в выявлении условий, обеспечивающих эффективное проектирование и функционирование системы внеаудиторной деятельности студентовбудущих учителей информатики, направленной на активизацию их профессионально-педагогической мотивации, творческое профессиональное становление и личностное развитие.

Необходимость разрешения указанных противоречий, актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Проектирование и технология реализации системы внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителей информатики».

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов».

Цель исследования: теоретическое обоснование технологии проектирования и функционирования системы внеаудиторной деятельности студентов в структуре профессиональной подготовки учителя информатики.

Объект исследования: внеаудиторная деятельность студентов в структуре профессиональной подготовки учителей в педагогическом вузе.

Предмет исследования: условия и принципы формирования и функционирования системы ВДС педагогического вуза, ориентированной на профессионально-личностное развитие будущего учителя информатики.

Гипотеза исследования. ВДС в профессиональной подготовке учителя информатики будет наиболее эффективной, если: система внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза является необходимой подсистемой целостной системы профессиональной подготовки будущих учителей информатикисистема ВДС представляет собой единство внеаудиторной работы преподавателей, отвечающей общим задачам профессионально-педагогического образования и их научно-методическим интересам, и внеаудиторной деятельности студентов, соответствующей потребностям личности в современных знаниях и требованиям общества к уровню профессиональной подготовкипроцесс внедрения системы ВДС проходит в три этапа: проектирование (целеполагание), создание (целеосуществление) и функционирование (це-леутверждение) — при этом процесс функционирования системы ВДС предполагает единство процессов возобновления и развития как отдельных структурных элементов, так и всей системы в целом, поэтапного внедрения результатов ВДС в учебный процесс вуза, педагогическую практику студентов и организацию внеклассной работы в школеэффективность функционирования системы ВДС определяет выполнение совокупности условий:

— профессионально-педагогическая направленность системы ВДС;

— единство самоорганизации и четкого планирования и прогнозирования системы ВДС;

— применение совокупности педагогических технологий, обеспечивающих формирование профессионально значимых и личностных качеств будущих учителей информатики;

— опора на активность, самостоятельность, самодеятельность студентов, учет личных мотивов и интересов;

— разнообразие содержания, последовательное усложнение и преемственность внеаудиторной деятельности от курса к курсу;

— в процессе внеаудиторной деятельности студенты проходят в своем развитии последовательный ряд этапов, соответствующих степени педагогического воздействия со стороны педагогического коллектива: руководство, регулирование, сотрудничество, наблюдение, отсутствие руководства;

— включенность внеаудиторной деятельности в систему научно-методической и научно-исследовательской работы кафедр, факультета и вуза в целом.

Цель, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

1) изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике высшего педагогического образования, уточнить и обосновать понятийный аппарат, уточнить содержание и сущность понятия «внеаудиторная деятельность студентов», выявить структурные компоненты системы внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза;

2) выявить дидактические условия проектирования и эффективного функционирования системы ВДС;

3) обосновать, спроектировать и внедрить систему внеаудиторной деятельности студентов в структуру профессиональной подготовки учителей информатики;

4) экспериментально подтвердить эффективность системы ВДС в структуре профессиональной подготовки учителей информатики;

5) разработать научно-методические рекомендации по организации системы ВДС в педагогическом вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие психолого-педагогические теории и концепции:

— концепции педагогики высшей школы и общетеоретические подходы к содержанию и технологии профессиональной подготовки (С.И. Архангельский,.

B.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, З. Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина, Ю.Н. Кулют-кин, О. П. Околелов, A.B. Петровский, H.A. Селезнева, В. А. Сластенин,.

C.Д. Смирнов, В. Д. Шадриков и др.);

— идеи системно-целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса (П.К. Анохин, В. П. Беспалько, B.C. Ильин, Т. А. Ильина, В.В. Краев-ский, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков и др.);

— личностно-ориентированная парадигма современной системы образования (В.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— философские и общенаучные положения о становлении и формировании личности в процессе деятельности, познания и общения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

— представления об учителе как субъекте педагогической деятельности, профессионального развития и саморазвития (O.A. Абдуллина, П. Р. Атутов, С. М. Годник, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, B.C. Ильин, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.);

— о внеаудиторной деятельности студентов как факторе профессионально-личностного становления учителя (Г.Г. Горелова, Е. А. Леванова, С. Ф. Маркова, Е. В. Мещерякова, А. Е. Подобии, В. И. Попова, А. Н. Утехина, А. Н. Чиж и др.);

— о роли самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов (С.И. Архангельский, С. И. Зиновьев, А. Г. Молибог, P.A. Низамов, П. И. Пидкасистый и др.);

— о формировании и развитии методической системы обучения информатике в школе и в системе высшего педагогического образования, использовании информационных технологий в сфере образования (С .А. Бешенков, Т. А. Бороненко, А. Я. Ваграменко, Б. С. Гершунский, A.JI. Денисова, С. А. Жданов, Г. А. Кручинина, A.A. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Л .В. Листрова, Н. В. Макарова, Е. И. Машбиц, A.B. Могилев, В. М. Монахов, О. П. Околелов, Н. И. Пак, Ю. А. Первин, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. В. Софронова, Е. К. Хеннер, Т. А. Яковлева и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературыанализ и обобщение опыта организации ВДС в педагогических вузахпрогнозирование и моделирование, анализ и обобщение передового педагогического опытаэмпирические — констатирующий и формирующий эксперимент в естественных условияхвключенное и косвенное педагогическое наблюдениебеседа, тестирование, анкетирование, собеседование, опрос, интервьюированиеметод экспертных оценоканализ и самоанализ результатов внеаудиторной деятельности студентовматематические — группа методов обработки информации (статистико-математический, программно-прикладной).

Ведущим методом в опытной части исследования явился формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы и апробация разработанных педагогических продуктов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся физико-математический факультет Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ). В эксперименте участвовали студенты 1 — 5-х курсов ВГПУ, абитуриенты, сотрудники кафедры информатики и методики преподавания математики ВГПУ и другие, всего более 500 человек.

Диссертационное исследование проводилось с 1997 по 2002 год в три этапа.

Первый этап (1997 — 1998 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, определены цели и задачи исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Проведен анализ опыта организации внеаудиторной деятельности студентов педагогических вузов, составлены план исследования и программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий этап эксперимента и проанализированы его результаты.

Основные исследовательские методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогических и учебно-методических публикаций по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опытанаблюдение, беседа, анкетирование, опрос.

Второй этап (1999 — 2001 гг.) — опытно-экспериментальный. Спроектирована и внедрена система внеаудиторной деятельности студентов (концептуальная модель, содержание, формы и виды деятельности). Разработан комплекс методических материалов по организации и функционированию системы ВДС. Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия эффективности системы ВДС.

Основные методы исследования: моделирование, опрос, анкетирование, включенное и косвенное наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследованияформирующий этап эксперимента, анализ и обработка его результатов.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — обобщающий. Завершен формирующий этап эксперимента. Проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированы основные выводы и рекомендации и внедрены в практику подготовки и переподготовки учителей информатики, оформлены материалы диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключаются в следующем:

— уточнена сущность понятий «внеаудиторная деятельность студентов» и «внеаудиторная работа преподавателей" — выявлена структура системы внеаудиторной деятельности студентов, способствующей формированию и развитию профессионально значимых и личностных качеств будущих учителей;

— выявлены дидактические условия эффективного проектирования и функционирования системы ВДС как структурного компонента и средства повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей информатики;

— разработана концептуальная модель системы внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза как единство внеаудиторной деятельности студентов и внеаудиторной работы преподавателей, ее инициирующей, и включающей блок формирования профессионально значимых качеств (ПЗК) и блок личностного развития будущих специалистов;

— выявлены и обоснованы этапы внедрения системы ВДС: проектирование, создание и функционирование, при этом функционирование системы ВДС предполагает единство процессов возобновления и развития как отдельных структурных элементов, так и всей системы в целом;

— разработана система педагогических и организационно-методических средств, стимулирующих активизацию внеаудиторной деятельности студентов, формирование и эффективное функционирование системы ВДС.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке технологии проектирования, внедрения и функционирования системы внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза, которая позволяет совершенствовать педагогический процесс вуза, определяя результативность формирования личности будущего учителя. Результаты исследования внедрены в систему профессиональной подготовки учителей информатики в ВГПУ и в систему повышения квалификации работников образования в ВОИПКРОэлементы системы ВДС внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Воронежа.

Достоверность и обоснованность. Достоверность полученных результатов подтверждена выбором оптимальных критериев для оценки эффективности системы ВДСрепрезентативной выборкой респондентов и адекватными методами обработки результатов экспериментаапробацией и внедрением в учебно-воспитательный процесс вуза и ряда школ. Обоснованность базируется на четком определении проблемы, задач и предметной области исследованияприменении совокупности методов исследования, адекватных его целям, задачам и логикесогласованностью с основными положениями современных психолого-педагогических работ по проблемам высшей школы, получившими научное признание и прошедшими всестороннюю практическую проверку.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования личным участием автора в проектировании и осуществлении опытной работы в Воронежском государственном педагогическом университете в процессе педагогических практик студентов и в системе повышения квалификации работников образования.

Апробация. Основные положения исследования были представлены в форме публикации статей в межвузовских сборниках докладов и сообщений на VII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (Москва, 1999), II Международной конференции «Интернет. Общество. Личность» (Санкт-Петербург, 2000), Всероссийской школе-семинаре «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» (Москва, 2001), XI конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2001), VII Международной конференции «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 2001), Международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2001), XII Всероссийском совещании «Проблемы качества образования» (Уфа, 2002), X Международном симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология и практика» (Москва, 2002).

Основные этапы и итоги исследования излагались и обсуждались на заседаниях кафедры информатики и методики преподавания математики Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж, 1997 — 2002), кафедры высшей математики и физико-математического моделирования Воронежского государственного технического университета (Воронеж, 2001 — 2002). Внедрение результатов исследования осуществлено в формах: — непосредственной педагогической деятельности диссертанта по организации ВДС на физико-математическом факультете Воронежского государственного педагогического университетапроведения научно-методических и учебно-методических семинаров по организации ВДС и внеклассной работы в Воронежском государственном педагогическом университете и Воронежском областном ИПКРОфункционирование системы внеклассной работы и проведение нестандартных уроков информатики студентами в школах во время педагогической практики и самостоятельной профессиональной деятельностиразработки методических материалов и рекомендаций по организации и использованию их в педагогическом процессе ВГПУэлементы системы ВДС внедрены в учебно-воспитательный процесс школы № 38 и МОК № 2 г. Воронежа.

Публикации1. По теме исследования имеется 20 публикаций (из них 6 работ без соавторов), в том числе учебно-методическое пособие по внеклассной работе (в 2 ч.) и методические рекомендации по организации системы ВДС. В опубликованных в соавторстве работах выполнено лично соискателем: проведен теоретический анализ состояния внеаудиторной деятельности студентов [14, 17] и ее связи с самостоятельной работой [7], уточнена терминология по исследуемой проблеме [4, 5, 9, 11], выявлены роль и возможности внеаудиторной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [11, 16, 19], разработаны теоретические основы проектирования и функционирования системы ВДС [15, 18], определена роль НИТ в организации внеаудиторной деятельности и подготовке студентов к внеклассной работе [1,4, 5, 6, 8, 9], предложена методика организации внеклассной работы по информатике [2].

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 143 наименований и 14 приложений. Работа изложена на 155 страницах, содержит 9 рисунков и 12 таблиц.

Основные результаты диссертационного исследования:

1. В результате анализа научно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме исследования определены возможности системы ВДС как структурного компонента и средства повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей информатикиуточнена сущность понятий «внеаудиторная работа преподавателей» и «внеаудиторная деятельность студентов" — выявлена структура системы внеаудиторной деятельности студентов.

2. Выявлены дидактические условия проектирования (системный подходучет пятикомпонентной структуры педагогических систем, их динамичности и цикличностипрофессионально-педагогическая направленностьучет индивидуальных интересов и запросов студентов и преподавателейучастников и организаторов системы ВДСединство теоретических знаний и практических умений и навыковсочетание различных форм и видов ВДСнепрерывность деятельности системы ВДС и ее участниковпрактическая значимость результатов ВДСучет уровня развития системы ВДС и ее участников) и эффективного функционирования (профессионально-педагогическая направленность системы ВДСединство самоорганизации и четкого планирования и прогнозирования системы ВДСприменение совокупности педагогических технологий, обеспечивающих формирование профессионально-значимых и личностных качеств будущих учителей информатикиопора на активность, самостоятельность, самодеятельность студентов, учет личных мотивов и интересовразнообразие содержания, последовательное усложнение и преемственность внеаудиторной деятельности от курса к курсупрохождение студентами в процессе внеаудиторной деятельности последовательного ряда этапов, соответствующих степени педагогического воздействия со стороны педагогического коллективавключенность внеаудиторной деятельности в систему научно-методической и научноисследовательской работы кафедр, факультета и вуза в целом) системы ВДС, обеспечивающей формирование профессионально значимых качеств и личностное развитие студентов, развитие педагогического мастерства студентов и преподавателей, участвующих в системе ВДС.

3. Теоретически обоснована, спроектирована, экспериментально проверена и внедрена модель проектирования и реализации системы ВДС в педагогическом вузе. Показано, что процесс внедрения системы ВДС должен происходить в три этапа: проектирование, создание и функционирование. При этом функционирование системы ВДС предполагает единство возобновления и развития как отдельных структурных элементов, так и всей системы в целом.

4. Данные экспериментального этапа исследования подтвердили эффективность разработанной системы ВДС как компонента системы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

5. Разработаны научно-методические рекомендации по организации системы ВДС в педагогическом вузе и внедрению элементов системы ВДС в общеобразовательные школы.

Задачи, поставленные в настоящем исследовании, выполнены. Его гипотеза подтверждена в процессе теоретического исследования и экспериментальной проверки.

Среди направлений дальнейшего исследования по данной теме можно указать следующие:

1. Изучение возможностей системы ВДС для развития профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

2. Создание системы непрерывного образования: школа — пед. колледжвуз — повышение квалификации или школа — вуз — повышение квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-176 с.
  3. A.B. Методическая система организации внеклассных мероприятий по информатике: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 563 с.
  5. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978.
  6. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, — 1980. — 368 с.
  8. Г. В. Внеучебная деятельность студентов как фактор формирования их творческой активности: Дис. канд. пед. наук. —Киев, 1981.
  9. Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. —416 с.
  10. С.Я. Профессиональная педагогика. — М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  11. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: ВГУ, 1977. —304 с.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995. —336 с.
  13. В.И., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. — 87 с.
  14. A.B. Взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности как условие общеличностного развития будущих учителей (на материалах пед. колледжа): Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1996. — 18 с.
  15. Н.В. Содержание, форма и методы идейно-воспитательной работы со студенческой молодежью во внеучебное время: Дис. канд. пед. наук. — Ашхабад, 1971.
  16. H.B. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
  17. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. — М, 1987. — 334 с.
  18. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1998. —32 с.
  19. А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Вышэй-шая школа, 1998. — 431 с.
  20. JI.A. Общественно-политическое воспитание студентов в процессе внеучебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Минск, 1975.
  21. В.В. Формирование нравственных идеалов студентов педвузов во внеаудиторной работе: Дис. канд. пед. наук. — Минск, 1975.
  22. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  23. Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. —520 с.
  24. В.В. Новые формы внеаудиторной работы в педагогическом вузе / Перспективы развития школьного образования: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Сфера, 1998. — С. 157−161.
  25. В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 18 с.
  26. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дис. канд. пед. наук — Челябинск, 1983. — 23 с.
  27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: 2000.
  28. Н.П. Активизация самостоятельной учебной работы в процессе внеаудиторных занятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Минск, 1985. — 17 с.
  29. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — 240 с.
  30. Денисова A. JL Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1994. 445 с.
  31. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Ярославль, 1972.
  32. В.В. Самообразование в системе профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Минск, 1994. — 21 с.
  33. М.И., Кандыбович J1.A. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  34. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1989.-48 с.
  35. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992. — 36 с.
  36. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки студентов в вузе: Дис. д-ра пед. наук. — С-Пб., 1994. — 426 с.
  37. З.Д., Малева A.A., Малев В. В. Внеаудиторная деятельность в структуре профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Современные технологии обучения: Материалы VII Междунар. конф. -Часть 2. СПб., 2001. — С. 20−21.
  38. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  39. Д.М. Внеклассная работа по информатике // Информатика (Приложение к газете «Первое сентября»). — 2000. — № 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 33−36- 2001.—№ 4,7, 10, 11, 13−16, 19,20.
  40. Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) // Под ред. Ольховской Л. И., Рудаковой Д. Т., Силаевой А. Г. — М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. — 168 с.
  41. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
  42. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 24 с.
  43. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. — Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  44. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М.: Просвещение, 1980. — 87 с.
  45. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — 144 с.
  46. В.Г. Образование и цивилизация: Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. — 1996. — № 5. — С. 21−28.
  47. В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С. 2−7.
  48. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  49. , A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. — М., 1988. —47 с.
  50. Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики в педагогическом вузе: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1990.277 с.
  51. Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 183 с.
  52. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высшая школа, 1989.167 с.
  53. Ю.Н. Моделирование педагогических систем. М.: Педагогика, 1981.
  54. Ю.И. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985. — 126 с.
  55. М.А. Формирование профессиональной самооценки будущего учителя в процессе внеучебной творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 171 с.
  56. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. — М., 1999. — 82 с.
  57. Е.А. Формирование готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995.—31 с.
  58. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
  59. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.
  60. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  61. А.н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. 304 с.
  62. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Просвещение, 1981. —165 с.
  63. И. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Прогресс, 1970. —685 с.
  64. Л.В. Педагопчш умови забезпечення професшно ор1ентовано1 виховно роботи в студентсьюй rpyni: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Харьков, 1998. — 19 с.
  65. Л.В. Концептуальные и дидактические основы проектирования школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Воронеж, 1996. — 22 с.
  66. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
  67. Т.Н., Редченкова Г. Д. Элементы занимательности в курсе информатики // Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С. 31—37.
  68. В.В. Учебники по информационным технологиям: проблемы терминологии // Применение новых технологий в образовании: Материалы XI Междунар. науч. конф. — Троицк: ФНТО «Байтик», 2000. — С. 180−182.
  69. В.В., Малева A.A. Внеклассная работа по информатике. Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета: в 2-х ч. — 4.1. Дидактические основы внеклассной работы. — Воронеж: ВГПУ, 2001. —64 с.
  70. В.В., Малева A.A. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч. II. Методика внеклассной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 128 с.
  71. В.В., Малева A.A. Возможности средств НИТ в организации внеаудиторной работы со студентами // Математика. Компьютер. Образование. Тез. VII Междунар. конф. — М: Прогресс-Традиция, 1999. — С. 220.
  72. В.В., Малева A.A. Интернет во внеаудиторной работе студентов // Интернет. Общество. Личность. Новые информационно-педагогические технологии: Тез. докл. II Междунар. конф. — СПб: Инст. «Открытое общество». — 2000. — С. 126−127.
  73. В.В., Малева A.A. Новые информационные технологии в организации внеаудиторной работы студентов // Образовательные технологии: Межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж: ВГПУ, 2000. — С. 19−23.
  74. В.В., Малева A.A. О подготовке студентов к организации самостоятельной работы на уроках информатики // Новые технологии в образовании: Тез. докл. II Республ. электр. науч. конф. — Воронеж: ВГПУ, 2000. — С. 71−73.
  75. Малева А. А. Система внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза: содержание, проектирование, функционирование Методические рекомендации. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. — 36 с.
  76. А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 190 с.
  77. С.Ф. Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 1991. — 16 с.
  78. Методологические материалы в помощь студенту-исследователю. — Барнаул, 1977.
  79. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  80. Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1994. — 20 с.
  81. Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1994. — 179 с.
  82. A.B. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. —Воронеж, 1999. — 51 с.
  83. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. —М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
  84. В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  85. Неделя информатики // Информатика и образование. — 1990. — № 3. — С.109−110.
  86. Нестандартные уроки информатики / Сост. O.K. Мясникова — Мурманск: ГМЦИТ, 1999. —75 с.
  87. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань, 1975. — 302 с.
  88. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Информатика. — Приказ Министерства образования Российской Федерации № 56 от 30.06.99 // Информатика и образование. — № 7. — 1999. — С.2−4.
  89. С.С. Подготовка будущего учителя к общественной деятельности в процессе внеучебной работы в педагогическом вузе: Дис. канд. пед. наук. —Иркутск, 1969.
  90. О.П. Системы интенсивного обучения в вузе. — Липецк: ЛГТУ, 1992.
  91. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. — 1994. — № 2.
  92. О.П. Управление профессиональной подготовкой будущего учителя // Советская педагогика. — 1984. — № 10.
  93. А.Н. Управление учебно-познавательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. — Алма-Ата, 1989.
  94. Основы педагогического мастерства / Под ред. М. А. Зязюна и др. — М.: Просвещение, 1991. — 301 с.
  95. Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. — М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  96. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.
  97. Педагогика: Уч. пос. для студентов вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Росс. пед. агентство, 1996. — 602 с.
  98. A.B. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 2001. —51 с.
  99. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М., 1972. — 184 с.
  100. В.Н. Методика организации и проведения творческих соревнований по информатике: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 2001. — 19 с.
  101. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
  102. Г. Б. Дидактические условия подготовки студентов педвузов к осуществлению внеклассной работы с использованием компьютеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997. — 21 с.
  103. А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Кострома, 1999. —23 с.
  104. А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. канд. пед. наук. —Кострома, 1999. — 228 с.
  105. Подстрелова A. J1. Формирование у студентов педвузов ответственного отношения к профессиональной подготовке (на материале внеаудиторной работы): Дис. канд. пед. наук. — Минск, 1985. — 194 с.
  106. В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 1997. — 18 с.
  107. В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 1997. — 192 с.
  108. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  109. З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М.: МГУ, 1985.
  110. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994, —205 с.
  111. В.К. Научное творчество студентов педвуза в системе их профессиональной подготовки // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. Журавлева В. И. — М., 1988.
  112. Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. —М., 1999. — 25 с.
  113. В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974. — 279 с.
  114. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция доклад. — М.: ИЦПКС, 2001.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  116. Секреты «Орленка» // Вожатый. 1989. — № 6. — С. 33−36.
  117. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград: Перемена, 1994. — 263 с.
  118. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — С.-Пб.: Речь, 2001. —350 с.
  119. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. — М., 1995.
  120. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. — М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430 с.
  121. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  122. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001. —304 с.
  123. E.H. Внепрограммная информация в развитии профессионализма студентов педвузов: Дис. канд. пед. наук. — М., 1993. — 169 с.
  124. Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дис. канд. пед. наук. —Киев, 1988. — 187 с.
  125. Т.Н. Педагогические основы формирования общественной активности студентов во внеучебной работе: Дис. канд. пед. наук. —Тюмень, 1979.
  126. В.В. Формирование активной жизненной позиции студентов во внеучебной деятельности (на материале педвузов): Дис. канд. пед. наук. — Киев, 1988.
  127. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов и др. — М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  128. А.Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета во внеаудиторной деятельности: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1986. — 18 с.
  129. Учебно-исследовательские задания к курсу педагогики. — М.: Минпрос СССР, 1983.
  130. A.B. Современная дидактика. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  131. А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. — 1997. — № 1.— С. 56−58.
  132. Е.А. Формирование профессионального мастерства будущих учителей начальных классов и музыки во внеаудиторной работе: Дис. канд. пед. наук. — Минск — 1990. — 214 с.
  133. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960−1980-е годы): Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — Луганск, 1999. — 32 с.
  134. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. — М.: Логос, 1998. — 320 с.
  135. Р.Х. Интенсификация внеаудиторной профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1989. — 207 с.
  136. Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998. — 17 с.
  137. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. — М., 1991. —341 с.
  138. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  139. В.А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  140. Н.И. Формирование готовности студентов педвуза к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1993. — 18 с.
Заполнить форму текущей работой