Введение.
Грамматический строй речи у дошкольников
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического… Читать ещё >
Введение. Грамматический строй речи у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления.
На данный момент анализ особенностей овладения грамматическими компонентами речевого высказывания при ОНР III уровня представлен достаточно полно. Разработкой проблемы занимались: Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Глухов В. П., Чиркина Г. В., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Жукова Н. С. и другие специалисты. На сегодняшний день не выявлены наиболее эффективные пути преодоления нарушений грамматического строя речи, что и основывает актуальность исследования. В своей работе я хочу систематизировать знания, которые были получены исследователями по вопросам обследования и формирования грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи.
Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей подготовительной группы детского сада, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей данной категории.
Объектом исследования является процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предметом исследования являются методы и приемы обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Выявить особенности развития грамматического строя речи в норме и при ОНР;
- 3. Осуществить выбор методики для обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- 4. Провести опытно-экспериментальное исследование.
В работе использовались следующие методы исследования: Теоретические методы — изучение литературы по проблеме исследования (изучение развития грамматического строя речи в онтогенезе, при общем недоразвитии речи и изучение методик для обследования грамматического строя речи).
Эмпирические методы — наблюдение, эксперимент (проведение обследования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи).