Проектирование как пространство свободы и ответственности тьютора
На рис. 4.21 показана совокупность основных факторов, определяющих пространство целеполагания и проектирования тьютора. В этих условиях у тьютора как у проектировщика возникают четкие задачи. Сформулируем их как требования. Итак, мы очертили некое пространство — пространство проектирования тьютора и проявления его свободы и ответственности. Можно приступать к освоению техники проектирования… Читать ещё >
Проектирование как пространство свободы и ответственности тьютора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы намеренно употребили слово «построение», поскольку оно означает возможность построить или смастерить проект таким образом, чтобы он соответствовал основным целям обучающихся. Вернемся к вопросу о границах свободы и ответственности тьютора (рис. 4.20).
Рис. 4.20. Пространство свободы тьютора
Мы уже обращали ваше внимание на наличие «мягкой» составляющей в деятельности тьютора. Это пространство его целеполагания и проектирования, расположенное между «надо» и «есть» реальной ситуации, которые тьютор каждый раз обнаруживает при встрече с группой.
Задание_.
Подумайте, какие факторы необходимо учесть тьютору при разработке проекта:
Нам было бы интересно узнать, что именно вы включили в список. Вы, скорее всего, не забыли об обучающемся и включили в список ожидания, возможности и ограничения каждого обучающегося, а также особенности данной учебной группы. Включили ли вы в список такой фактор, как тьютор и его особенности, предпочтения, ограничения? Не забыли ли вы включить в этот список и условия, способствующие или препятствующие обучению?
На рис. 4.21 показана совокупность основных факторов, определяющих пространство целеполагания и проектирования тьютора. В этих условиях у тьютора как у проектировщика возникают четкие задачи. Сформулируем их как требования.
Рис. 4.21. Пространство целеполагания и проектирования тьютора
Задачи проектировщика
Задача 1. Реконструировать учебные цели, заложенные в учебных материалах и технологии ДО, и пути их достижения.
Задача 2. Изучить учебную группу и отдельных обучающихся, их потребности и цели, возможности и ограничения, определить уровень их актуального развития и зону ближайшего и перспективного развития.
Задача 3. Исследовать собственные потребности, мотивы, сильные и слабые стороны как тьютора, предпочтения и ограничения, уровень актуального развития (что я уже могу как тьютор?) и зону ближайшего и перспективного развития (ближайшие и дальние ступеньки тьюторского мастерства).
Задача 4. Выявить условия, способствующие или препятствующие эффективности образовательного процесса (временные, технологические, психологические и пр.).
Задача 5. Соотнести ситуацию, то есть выводы, полученные при решении первых четырех задач, с целями образовательной программы и на этой основе построить проект.
Изучение этих задач позволяет сделать, по крайней мере, два вывода:
- — целеполагание встраивается в проектирование как составная часть, и вместе они являются единым неразрывным процессом. С этой точки зрения, детально разбирая в предыдущих разделах то, что тьютору предлагается на «выходе», мы уже начали процесс проектирования;
- — решение каждой задачи — особая деятельность тьютора: как реально изучить учебные материалы, обучающихся, себя?
В нашем курсе мы предоставили вам широкие возможности для ответа на эти вопросы. В частности, с приемами изучения обучающихся вы познакомились в разделе 4.2, а с аналитикой учебных материалов — в разделе 4.3. Что касается техник самоанализа, то в конце каждого модуля вам предоставляются инструменты для понимания себя, своих возможностей и ограничений. Вам следует активно использовать весь этот материал с его концепциями и инструментарием, чтобы обеспечить себе хороший старт при построении проекта.
Итак, мы очертили некое пространство — пространство проектирования тьютора и проявления его свободы и ответственности. Можно приступать к освоению техники проектирования тьюториалов и других занятий.