Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Использование информационно-компьютерных технологий при изучении образовательной области «Искусство» в современной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление школьников к освоению современных технических средств является хорошим стимулом повышения мотивации к учебной деятельности. Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем подростки вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников… Читать ещё >

Использование информационно-компьютерных технологий при изучении образовательной области «Искусство» в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование ИКТ в образовательной области «Искусство» в современной школе.

Хотим мы того или нет, компьютеры входят в нашу жизнь, мы живем в обществе, которое становится информационным, все большее место в жизни занимают информационные и телекоммуникационные технологии. Если несколько десятков лет назад поднимались дискуссии, не вытеснит ли фотография живопись, теперь об этом никто не спорит — сформировался новый вид искусства. Так и компьютерный дизайн, Web-дизайн невозможен без развития и воспитания воображения, вкуса, аналитического и пространственного мышления.

В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью Интернета позволяет детям формировать и поддерживать групповую целостность с ее ролевой структурой при отсутствии личных встреч.

Оказавшись по каким-либо причинам в условиях стресса, ребенок теперь имеет возможность сформировать компенсирующее обезличенное общение, в ходе которого он остается наедине только с информационными ресурсами. Именно стрессовые ситуации приводят к формированию зависимости от виртуального общения. Стресс, не компенсированный общением с окружающими, в первую очередь с родителями и учителями, становится причиной того разрушительного влияния на состояние здоровья ребенка, на его поведение и успехи в учебе, которое часто ассоциируется с возрастанием роли компьютера в повседневной жизни.

Между тем в современных информационных технологиях заложены возможности не только для нейтрализации разрушительного влияния компьютерной зависимости, но и для формирования гармоничной личности ребенка. Для этого требуется использование информационных технологий для получения знаний, навыков, умений у детей на всех этапах его развития и воспитания Преподавание дисциплин теоретического цикла (ИЗО, музыка), как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

В интернете существуют целые учебники по рисованию, в которых много полезного, как для учителей, так и для учеников. Вот сайт «Учебник по рисованию», на котором изложено содержимое очень интересной книги (А.Н. Фанталов «Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства», издательство РГПУ им. А. И. Герцена, С.-Пб., 2002), в нем есть темы: 10 тем по обучению рисованию, 3 методические разработки по творческим работам, 5 тем по углубленной теории композиции, 3 темы по разделу «Композиция и творчество», интересные иллюстрации в приложении. Конечно, при изучении соответствующих тем на уроках этот материал востребован, позволяет учителю организовать обучение и тогда, когда урок закончился, и заинтересовавшийся ученик со своего домашнего компьютера изучает пройденный материал более углубленно.

Свободный доступ к средствам массовой информации и коммуникации формирует социальный заказ на подготовку поколения, способного ориентироваться в информационных потоках, осмысленно использовать информационные материалы, включаться в коммуникативные процессы и т. д.

Стремление школьников к освоению современных технических средств является хорошим стимулом повышения мотивации к учебной деятельности. Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем подростки вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение Использование ИКТ дает возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Использование электронных презентаций Microsoft Power Point помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.

Но на этом не заканчивается использование электронных программ. Программы Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adob Photoshop можно использовать на уроках ИЗО и детьми для составления разнообразных изображений, используя готовые рисунки, фото, разнообразные темы и заставки. Причём, материал для составления композиций на заданную тематику, учащиеся самостоятельно могут находить в сети internet, используя навыки, полученные на уроках информатики, пользуясь своим личным опытом. Такая форма работы на уроках, вызывает интерес у всех детей, не зависимо от их умения рисовать. Конечно, при помощи таких уроков, научить детей анализировать форму, пропорции предмета, а также правильно использовать художественные материалы не научишь. Но вот для развития навыков построения композиции, использования цвета и др. такие уроки — просто открытие.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Для составления композиций лучше подходит программа Adob Photoshop, но, к сожалению не все дети владеют этой программой, да и не во всех школьных компьютерах она установлена. Поэтому для формирования навыков составления композиции, очень хорошо подходят простые программы Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, дающие возможность детям вставлять готовые изображения, регулировать их размещение на листе, размер, расположение, менять цвет, фактуру, делать изображения прозрачными, менять их форму и т. д. Причём, в отличии от рисунка, есть возможность сохранять разные варианты композиций, а затем путём сравнения, выбирать лучшие, позволяет увидеть допущенные ошибки. Главноебыстрое достижение результата, составление связанного изображения из разных элементов в соответствии с заданной идеей. Такие уроки не только вызывают интерес у всех учащихся к изобразительному искусству, но и повышают мотивацию освоения электронных программ, и изучению информатики.

Даже не имея доступа к специализированным программам, а имея обычный современный быстрый интернет, ученик уже может рисовать, получать от этого положительный эмоциональный заряд, формировать интерес к предстоящему уроку рисования.

Композиции сделанные при помощи Компьютерных технологийназываются фотоколлажем. Фотоколлаж — это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Коллаж отражает дух времени, его динамику и свежесть, круговорот и стихию. История коллажа и монтажа очень разнообразна и насыщена. С появлением цифровых методов значительно расширились возможности, так как компьютер помогает комбинировать изображения из нескольких источников, эпох и средств с целью создания совершенно необычных работ.

Техника фотомонтажа начала свое развитие еще в XIX веке, практически одновременно с развитием самой фотографии, и изначально применялась для исправления технических особенностей снимков того времени. В те времена фотографические материалы были слабо чувствительны к оттенкам синего, поэтому плохо различали, например небо и облака. Для добавления необходимых оттенков фотографы использовали комбинированную печать.

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне.

Новый качественный виток в истории коллажа появился с появлением Photoshop, которым на данный момент владеет практически любой фотограф. Теперь создавая многоплановую композицию легко можно удалять и заменять отдельные фотоэлементы или менять их местами. Такое упрощение в работе, как следствие ведет к тому, что некогда элитарное искусство становится массовым и общедоступным.

Слепить коллаж просто несколько объектов вместе иногда бывает недостаточным.

При составлении коллажа, рано или поздно приходится задумываться о композиции и геометрии. Композиция есть не что иное, как расположение, составление и объединение отдельных элементов в одно целое. Помимо самих элементов, в нее входит и их ракурс, освещение, тональность, контраст, тени, а так же ряд специфических эффектов, придающих работе особый «вкус». Все это играет не маловажную роль в составлении коллажа.

В композиции можно отталкиваться от нескольких вещей. Например, когда вы работаете с одной фотографией, которая уже в себе содержит композицию или геометрию. В этом случае вам остается только грамотно обработать снимок.

Или когда вы сами делаете композицию из нескольких снимков. Тут есть ряд моментов…

Есть так называемый центровой вариант (центрирование) — это когда главный объект, то есть то, на чем концентрируется внимание, находится в центре вашей работы. Либо cама работа построена таким образом, что ваш взгляд так или иначе направляется в центр.

Композиция может быть построена не только с главным элементом по центру, но и слева, справа, наверху, внизу или по углам.

Например, в 2010 гюбилейный год Победы над Фашистской Германией, в нашей школе проводился конкурс фотографий, посвящённых ВОВ. С проблемой, связанной с фотографиями военных лет столкнулись почти сразу: не у всех детей сохранились фото их родственников военных лет (а у многих их вообще и не быловремя то было военноене до фотографий). А у кого из школьников сохранились дома военные фото родственников — как оценивать их работы? Цель конкурса была не только поисковая работа, но и развитие художественного вкуса, поэтому было решено оценивать работы не только с точки зрения содержания материала, но и с точки зрения композиционной целостности, художественного оформления, вот тут — то и понадобилось не только умение использовать компьютерные технологии, но и знания в построении композиции, цветоведении и др. Дети оказались мотивированными для изучения графических программы Adobe Photoshop, а изучение технологических приемов (выделить изображение, скопировать его на нужный фон, добавить другое) дали мощный толчок для творческой деятельности учащихся, способствовали развитию нестандартности мысли ученика, творческому поиску решения поставленной перед ним цели, самостоятельному выбору им форм и средств выполнения задания.

Использование компьютерных программ при составлении коллажей обеспечивает возможность широкой интеграции знаний (изобразительное искусство, информатика и информационные технологии, литература, математика, геометрия, черчение, труд, МХК), предполагает определенные знания о композиции, перспективе, форме, цвете. преобразования рисунков и чертежей, что стимулирует учащихся к самостоятельной образовательной деятельности.

Т.е. использование ИКТ на уроках ИЗО, при постановке определённых учебных задач не только раскрывает творческий потенциал учащихся, формирует их информационную культуру, но и выполняет следующие задачи:

  • · развитие базовых пользовательских навыков и основ наглядно-образного и логического мышления;
  • · развитие графическо-аналитического и синтетического геометрического мышления;
  • · развитие умения выбрать оптимальный метод для достижения результата, анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности.
  • · освоение основ графической грамотности;
  • · освоение средств информационных технологий;
  • · знакомство с основными приемами эффективного использования информационных ресурсов; развитие самооценки и самоконтроля;
  • · развитие конструктивно-технического мышления и воображения;
  • · развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого представления, пространственного мышления, эстетического вкуса.

информационный компьютерный искусство обучение.

  • 1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 195 с.
  • 2. Зимина О. В. Рекомендации по созданию электронного учебника. 2003
  • 3. Изобразительное искусство в современной школе/ Н. И. Пьянкова. — М.: Просвещение, 2006. — 176 с. — (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
  • 4. Роберт И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой