Заключение.
Самовоспитание как фактор развития личности подростка
Следует не забывать, что работа по активизации самовоспитания — область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности. Во-первых, это осознание учениками своего образа жизни… Читать ещё >
Заключение. Самовоспитание как фактор развития личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Самовоспитание как фактор развития личности подростка» следует отметить, что самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию подростком себя как личности. И, конечно же, под руководством опытного педагога этот процесс будет протекать наиболее эффективно.
Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Учащийся, ставящий себе самозадачи по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном выполнении какого-либо дела.
Следует не забывать, что работа по активизации самовоспитания — область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности.
В таком случае педагог-руководитель должен помогать ребятам ставить посильные для них самозадачи в следующих областях:
- а) развитие волевых качеств (выдержка, целеустремленность, решительность);
- б) гармонизация стремлений (умеренность, широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации);
- в) освоение специальных навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции);
- г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.);
- д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий).
В процессе проведения исследования мы попытались выделить основные этапы развития навыков самовоспитания подростков.
Во-первых, это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Таким образом, отметим еще раз, что самовоспитание является неотъемлемой частью развития личности, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе критично, т. е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит совершенствоваться, а где и не переусердствовать, или выбрать другой путь для своего развития.