Введение.
Информационные технологии как средство развития пространственных представлений у дошкольников
Ориентировка в пространстве, таким образом, представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью… Читать ещё >
Введение. Информационные технологии как средство развития пространственных представлений у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и др.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Доказано, что трудности школьников при освоении отдельных областей знаний (геометрии, черчения и др.) объясняются прежде всего несформированностью у них пространственных представлений. Вместе с тем, как показывают исследования, способность к оперированию образами в пространстве начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Анализ генезиса ориентировки в пространстве показывает, что она складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении социально обусловленными, культурными способами восприятия, воспроизведения (моделирования), преобразования пространственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. Следующий, еще один важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая трансформирует практический опыт ребенка, ведет к формированию особых, обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства, его преобразования в мысленном плане.
Ориентировка в пространстве, таким образом, представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, следовательно, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него способности к ориентировке в пространстве, а значит, важно не упустить эту возможность и создать благоприятные условия для такого формирования.
В системе средств, способствующих формированию пространственных представлений у дошкольников, особое место занимают информационные технологии. Компьютерные игровые программы позволяют наиболее полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делая процесс познания более творческим, позволяя учитывать индивидуальный темп работы каждого ребенка.
Вместе с тем, можно отметить, что вопросы использования информационных технологий в процессе формирования ориентации в пространстве у дошкольников еще недостаточно исследованы.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью применения информационных технологий как актуального средства развития и обучения дошкольников, с одной стороны, и недостатком практических разработок по использованию компьютера в процессе формирования пространственных представлений детей, с другой стороны.
Анализ выявленного противоречия определил проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия использования информационных технологий как средства развития пространственных представлений у дошкольников?
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Информационные технологии как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования: использование информационных технологий в процессе развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия использования информационных технологий в развитии пространственных представлений у дошкольников.
Гипотеза исследования: информационные технологии, вероятно, могут стать эффективным средством развития пространственных представлений у дошкольников, если:
- — содержание компьютерных игр будет разработано с учетом психофизиологических возможностей ребенка, особенностей развития у них ориентации в пространстве;
- — компьютерные игры используются систематично и последовательно в соответствии с методикой формирования пространственных представлений у дошкольников;
- — компьютерные игры отвечают педагогическим требованиям к их проектированию и применению в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
- 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Охарактеризовать сущность основных понятий: «пространственные представления дошкольников», «информационные технологии», «компьютерная игра».
- 3. Выявить условия эффективного использования информационных технологий в процессе развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
- 4. Подобрать методики исследования уровня развития пространственных представлений у дошкольников.
- 5. Разработать педагогический проект по развитию пространственных представлений у дошкольников средствами компьютерных технологий.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение, классификация.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.