Звуковая культура речи учащихся
Голос — важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений: Предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности. Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных… Читать ещё >
Звуковая культура речи учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.
Техника речи — это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок. [7].
Вдохнули — на выдохе счёт от одного до…
Вдохнули — на выдохе чтение скороговорок.
«Задуй три свечи».
«Согрей своим дыханием зверюшек» и т. д.
Голос — важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой. [8] Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:
- 1. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
- 2. Инсценирование небольших отрывков.
Дикция — чистота, правильность, чёткость произношения.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.
Работа над словарём учащихся
Слово — наивысшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний. [9].
Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём — 3−7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.
На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официальноделовой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.
Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратиться ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.
По мнению Л. Н. Толстова, трудность сочинительства заключается в том, «чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим». Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова «сцепляют» предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.
Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:
Выделение опорных слов.
Работа с деформированным текстом.
Редактирование текста.
Творческое изложение.
Составление цепочек связи.
Сочинение собственного текста.
Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения, учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели «механизмом построения речи», на автоматизацию речевых навыков.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями. [10].