«Окружающий мир» в ФГОС НОО и программах
II класс — «Человек и Вселенная». Ученики получают представления о Земле и Космосе. Эти сведения даются на историческом фоне: от мифологических представлений древних людей до современных научных объяснений. Учебник продолжает знакомить младших школьников с предметами, явлениями и процессами, создающими картину окружающего ребенка мира. Кроме того, учебник для II класса рассказывает учащимся… Читать ещё >
«Окружающий мир» в ФГОС НОО и программах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 2009 г. после длительного обсуждения нескольких вариантов был принят ФГОС НОО (стандарт второго поколения), вступивший в действие с 2011/2012 учебного года[1].
Новый Стандарт принципиально отличается от прежних как в плане формирования содержания образования, так и технологий (методов) его реализации. В частности, в нем не определяется собственно содержание образования (образовательный минимум), а обозначены лишь требования к его освоению (требования к результатам освоения основной образовательной программы). Эти требования подразделены на личностные, метапредметные (универсальные) и предметные, относящиеся к конкретным учебным предметам.
Требования к освоению «Окружающего мира» сформулированы следующим образом:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- 2) сформированностъ уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основное содержание дисциплин представлено в Примерных программах начального общего образования, изданных в качестве приложения к Стандарту[2].
В примерной программе по окружающему миру содержание курса дано в трех вариантах: первый — исходный, в котором и обществоведческая, и естествоведческая составляющие распределены поровну (по 108 часов) и оставлен резерв (54 часа); варианты второй и третий имеют соответственно естествоведческую и обществоведческую направленность (по 150 и 108 часов, с резервом в 12 часов).
Для начальных классов было разработано более десятка авторских программ и соответствующих учебно-методических комплектов (УМК) «Окружающего мира». Однако учебников, рекомендованных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы в том или ином конкретном году, как правило, меньше. Так в 2018/2019 году согласно Приказу Минобрнауки, рекомендованы к использованию следующие учебники (федеральный перечень учебников).
1. «Окружающий мир» в образовательной системе «Школа России» (авторы: I, II, III классы — А. А. Плешаков; IV класс — А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова).
Этот курс в последние годы получил наибольшее распространение. Образовательная модель «Школа России», по мнению авторов модели (А. А. Плешаков и др., 2008 г.) характеризуется следующими наиболее существенными чертами: ориентированностью на личностно-развивающее образование, гражданскои глобально-ориентированное образование, а также экоадекватным образованней младших школьников. Курс является логическим продолжением первых альтернативных курсов Плешакова, появившихся в конце 1980;х гг. — природоведения и «Ознакомления с окружающим миром» (последний в соавторстве с О. Н. Сороцкой). Главной отличительной чертой этих курсов была четко выраженная экологическая направленность. Эта традиция сохраняется и в современном курсе. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Цель изучения учебного предмета:
- — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В содержание курса интегрированы содержательные разделы:
- — «Человек и природа»;
- — «Человек и общество»;
- — «Правила безопасной жизни».
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: многообразия мира, экологической целостности мира, уважения к миру.
При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Предусматриваются экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Курс дополнен программами для дополнительного образования «Экология для младших школьников», «Планета загадок».
Программы и учебники системы «Школа России» и, соответственно, «Окружающий мир» трансформировались в связи с требованиями нового стандарта и рекомендованы к использованию в новых условиях образования.
2. «Окружающий мир» в образовательной программе «Школа XXI века» (авторы: I, II классы — Н. Ф. Виноградова, III—IV классы — Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова).
С момента своего становления (начало 1990;х гг.) этот учебный предемет не предусматривал дополнительного обществоведческого предмета и изучался единым курсом на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе.
Главным отличием курса «Окружающий мир» является его соответствие познавательной концепции, где человек, активно познающий мир, исследует его не со стороны, а как бы изнутри, осознавая при этом самого себя лишь малой частью этого мира.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- — человек как биологическое существо;
- — человек и другие люди;
- — человек и мир природы;
- — человек и общество;
- — история родной страны.
«Окружающий мир» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.
- 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
- 2. Природосообразностъ обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика — с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
- 3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее
зз актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
- 4. Принцип культур о со образности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
- 5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диа— логичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).
- 6. Преемственность и перспективность обучения — установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном обучения.
Представляет значительный интерес попытка авторов дифференцировать подходы к построению курса в зависимости от возрастных особенностей детей воспринимать окружающий мир.
3. «Окружающий мир» (Линия УМК Саплиной) (I, II, III, IV классы — автор Е. В. Саплина, А. И. Саплин, В. И. Сивоглазов).
Основная цель курса — дать ученикам начальной школы интегрированные представления о научной картине мира, о человеке и его месте в природе и обществе, познакомить с культурным и историческим наследием России. На каждой ступени познания ребенок узнает новые сведения о себе, начинает более осознанно воспринимать мир вокруг, успешно решает проблемные задачи возрастающей сложности. Ученики знакомятся с научными методами изучения окружающего мира, самостоятельно проводят эксперименты, совершают «путешествия» по различным музеям. Особое внимание уделено подбору красочных иллюстраций.
Интегрированный курс «Окружающий мир» органично связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке, обществе.
Особое внимание уделено содержанию, которое будет развиваться вместе с учеником, сообщая ему на каждой ступеньке познания новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, успешно им решаемые.
I класс — «Человек и природа». Это первая ступень в получении интегрированных знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о ближайшем социальном окружении школьника. Знания, которые ученики уже имеют, структурируются в определенную систему, что связано с качественным переходом от дошкольного образования к школьному. На этом этапе происходит знакомство с понятиями «город», «страна», «государство», источниками информации. Школьники получают представление о правилах дорожного движения, знакомятся с различными видами растений и животных. Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия и усвоения материала учащимися I класса, в учебнике отсутствуют большие по объему тексты для чтения, что соответствует нормам стандарта начального общего образования. Большое внимание уделено иллюстративному материалу, который несет основную смысловую нагрузку. Информация, содержащаяся в рисунках, учит коммуникативному общению, оказывает целенаправленное действие на развитие эстетического восприятия окружающего мира.
II класс — «Человек и Вселенная». Ученики получают представления о Земле и Космосе. Эти сведения даются на историческом фоне: от мифологических представлений древних людей до современных научных объяснений. Учебник продолжает знакомить младших школьников с предметами, явлениями и процессами, создающими картину окружающего ребенка мира. Кроме того, учебник для II класса рассказывает учащимся о методах изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение и др.). В учебнике много рубрик, что, безусловно, облегчает работу с ним и учителю, и ученикам. Выделены рубрики «Для любознательных», «Какие утверждения верны», «Выбери правильный ответ» (где даются небольшие тестовые задания), «Практическая работа». Это позволяет реализовать принцип вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. В материале учебника свойства объектов изучаются через опыты. Это учит учащихся пользоваться методом познания, а также подводит их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.
III класс — «Человек и его соседи». Естественно-научные знания вплетаются в историко-культурный контекст. Разнообразный растительный и животный мир природных зон переплетается с социальнокультурными вопросами расселения человека, поселениями, городами. Появляются понятия «город», «страна», «государство». Учебник знакомит с природными зонами нашей страны, с материками и их особенностями. Большой блок посвящен устройству нашего государства, символам страны, основным государственным праздникам. Младший школьник изучает права ребенка. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в учебнике элементами обществознания, истории, права. Курс III класса знакомит учащихся с культурными ценностями нашей страны. Форма подачи данного материала — путешествия в разные музеи: исторический, художественный, политехнический. Это способствует развитию познавательного интереса и эмоционально-ценностному отношению ребенка к культуре своей страны.
IV класс — «Человек на планете Земля». Учебник включает два содержательных блока. Первый блок посвящен человеку — живому организму. В нем рассматривается строение тела человека, основные системы органов человека, их функционирование, кожа и ее строение, органы дыхания, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, нервная системы и их значение. Второй блок — историко-обществоведческий. Он включает в себя основные этапы истории нашей страны. Темы этого блока знакомят младших школьников с историкокультурным богатством нашей страны, создают возможность для использования сведений краеведческого характера об истории родного города, села, области. Знакомство с событиями отечественной истории происходит через изучение деятельности государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В начальной школе конкретность, динамичность и эмоциональное воздействие — вот то, что прежде всего определяет усвоение исторического материала детьми. Образность и эмоциональность присущи больше всего повествованию о деятельности ярких исторических личностей.
4. «Окружающий мир» в УМК «Перспектива». Параллельно с разработкой образовательного стандарта второго поколения создавались новые программы и учебники для начальных классов, ориентированные на новый стандарт, вошедшие в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая).
«Наиболее заметным отличием настоящего курса является попытка авторов интегрированного структуирования материала, т. е. отказ от разделов сугубо естествоведческих или обществоведческих. Например, разделы курса для первого класса «Мы и наш мир», «Наш класс», «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», «Человек в окружающем мире» примерно в равных долях включают как обществоведческий, так и естествоведческий материал. Во II классе в содержание курса возвращается традиционная тема — сезонные изменения, только теперь уже не только в природе, но и культуре, искусстве.
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Методический аппарат курса ориентирован на требования нового образовательного стандарта. В этом плане интерес представляет «Технологическая карта», в которой представлена оригинальная структура изучения темы, включающая мотивацию к деятельности, учебнопознавательную деятельность, деятельность интеллектуально-преобразовательную, контроль и оценку результатов деятельности. Вместо традиционных задач обучения вводятся «Планируемые результаты», включающие предметные умения и универсальные учебные действия (УУД).
5. «Окружающий мир» в развивающей системе Д. Б. Элъконина — В. В. Давыдова. Особое место среди вариативных курсов занимает «Окружающий мир», построенный на теоретических основаниях системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (авторы Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева).
Наиболее заметной его особенностью является то, что предметом изучения здесь выступает не окружающий мир, как таковой (как во всех других программах), а способы получения знаний о нем. Необычны для учителя начальных классов и преобладающие методы обучения. Традиционно в начальном естествознании познание окружающего мира шло по индуктивному пути. А. Я. Герд в свое время (середина XIX в.) отстаивал положения, выработанные известными педагогами со времен И. Г. Песталоцци, чтобы законы, теории, гипотезы не навязывались ученикам, а вытекали как естественные выводы из приобретенных ранее знаний. Эта логика познания окружающего мира, по сути, характерна и для современного начального естествознания («Окружающего мира»). В технологии же Эльконина — Давыдова, согласно теоретическим представлениям авторов концепции, преобладает дедуктивный способ получения информации. Усвоение знаний общего, абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из своей единой основы. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии учебного материала.
Не прост для реализации и основной метод обучения — решение детьми системы учебных задач, которые опять же привязаны к способам получения информации об окружающем мире (открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений и др.) Да и понимание задач здесь специфично: учебная задача рассматривается как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. Постановка и решение учебных задач, а говоря шире — проблемное обучение, требуют от учителя высокой эрудиции в рассматриваемой области и серьезных дополнительных усилий в плане соответствующей организации учебного материала. Что же касается задач на нахождение общего способа решения целого класса задач, здесь возникают дополнительные затруднения.
Развитие мышления обеспечивается также широким использованием дискуссий, работы детей в группах.
«Окружающий мир», по Эльконину — Давыдову, представляет возможности для наиболее полной интеграции содержания, поскольку рассматриваемые понятия, связанные с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирование, эксперимента и др.), можно иллюстрировать материалом из различных отраслей знания, и таким образом окружающий мир предстает в сознании школьников не расчлененным на отдельные части, а целостно.
Исходя из этих и других особенностей рассматриваемой образовательной системы ее относят к «элитарной». Как отмечает Г. К. Селевко, область распространения данной системы — «продвинутые» классы, школы.
Содержание программы курса построено следующим образом: на первых этапах работы дети имеют дело с наиболее чувственно богатым материалом, который расширяет опыт их ощущений; на следующем этапе у детей складывается определенное представление о современной картине мира. Хотя задача формирования конкретных научных знаний для данного курса является вторичной, в процессе изучения предмета учащимися усваивается ряд естественнонаучных понятий, которые предусмотрены образовательным стандартом.