Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методика использования методы моделирования как ууд в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начинать работу по внедрению эффективного метода моделирования целесообразно уже в 1-ом классе, т. к. при выполнении дидактических условий приёмы моделирования и способы действия с моделью оказываются не только доступными детям младшего школьного возраста, но и весьма продуктивными в плане развития мышления ребёнка. Младший школьный возраст является началом формирования УУД у обучающихся. Одним… Читать ещё >

Методика использования методы моделирования как ууд в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных Действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Рассмотрим более подробно познавательные универсальные действия, которые включают знаково-символические УУД.

Знаково-символические универсальные Действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний Моделирование — это сложная Деятельность, в которой выделяются следующие составляющие: предварительный анализ материала; перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково-сииволический язык; работа с моделью или её преобразование; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Каждый из этих компонентов имеет свой операционный состав, специальные средства, которые Должны выступить предметом усвоения учащимися [2].

Рассмотрим способы преобразования учебного материала на примере действия моделирования через приемы решения задач.

  • 1. Анализ текста задачи:
    • — определение вида процесса: движение, работа, купля-продажа;
    • — выделение величин этого процесса и соответствующих им единиц измерения: движение — скорость, время, путь; работа — общий объем, время выполнения, объем работы за определенное время;

купля-продажа — цена, стоимость, количество.

П. Составление таблицы:

  • — в столбцах фиксируются значения величин; количество величин определяет количество столбцов;
  • — в строках фиксируются участники (объекты) и этапы процесса; количество строк определяется числом участников и этапов процесса (например, первая покупка, вторая покупка, периоды работы и т. п.);
  • — вычерчивание таблицы, в которой записывается название столбцов и строк;
  • — заполнение таблицы; в соответствующие клетки таблицы вписы-ваются известные данные (числовые значения величин), обозначаются неизвестные.

Ш. Работа с таблицей.

На основе данных, представленных в таблице, выделяются функциональные отношения между величинами: прямая или обратная зависимость; между частными и общими значениями величины; изолированное или совместное действие участников: помогают друг другу или противодействуют; время включения в процесс: одновременно или в разное время.

Кроме таблиц преобразование содержания учебного материала может осуществляться при помощи схем, рисунков, чертежей, графов и других моделей.

В психолого-педагогической литературе выделяется ряд принципов перевода реальности (или текста) на знаково-символический язык такие, как:

  • — адекватность: выбранные знаково-символические средства должны быть удобными для действия перевода, способствовать выявлению скрытых в тексте отношений;
  • — автономность: одинаковые смысловые единицы текста изображаются одинаковыми знаково-символическими средствами, разные смысловые единицы — разными средствами;
  • — обобщенность: при переводе следует идти не от конкретного изображения элементов ситуации, а от условного изображения элементов и отношений между ними;
  • — изоморфизм: при переводе должна быть сохранена однозначность соответствия между элементами объектов и их изображениями в модели и между отношениями объектов в тексте и их изображениями в модели;
  • — структурность: выделенные части объекта (явления, процесса) после представления их на знаково-символическом языке должны по возможности образовывать законченную структуру.

Усвоение этих принципов нужно для построения моделей.

Итак, моделирование как универсальное учебное действие является способом познания, анализа и осмысления учебных фактов, средством, с помощью которого достигаются цели обучения. Использование учебных моделей позволяет получить те сведения об изучаемом объекте, которые сложно или невозможно получить в действительности и прогнозировать дальнейшее поведение и развитие объекта изучения. Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

Раскроем понятие «модели».

В.А. Штоф считает моделью «мысленно представленную или материально реализуемую систему, которая отражает объект исследования и способна его замещать для получения новой информации об этом объекте».

В.В. Давыдов в своей книге «Виды обобщения в обучении» дал такое определение учебной модели: «Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представленных связях и отношениях вещественных и знаковых элементов».

Н.Ф. Талызина называет моделью «систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства системы оригинала».

Итак, модель — это искусственная система элементов, соотнесённая с реалиями, представляющая реалии упрощенно, выделяющая в них существенное с точки зрения создателя, и замещающая реальность с целью выявления новой информации о ней.

Еще одно возможное определение: модель — это отображение состава изучаемого явления с помощью условных обозначений.

Моделирование — это процесс построения моделей, а также изучения на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов). Он заключается в том, что для исследования какого-либо явления или объекта выбирается или строится другой объект (модель), в каком-то отношении подобный исследуемому.

Виды моделирования:

Моделирование может быть предметным, то есть модели строятся с использованием вещественной, предметной наглядности. Например, яблоки груши и т. п.

Моделирование может быть графическим, когда ситуация изображается с помощью схематического чертежа, стилизованного рисунка. Например, чертеж к задаче на движение.

Моделирование может быть мысленным. В этом случае ученик представляет себе ситуацию в уме и пользуется воображаемой моделью.

Моделирование на уроках математики (к вводимым понятиям, арифметическим задачам, алгоритмам) является процессом, а модель — продуктом мыслительной деятельности по выделению существенных признаков.

Условия обучения моделированию.

  • — выделение основных элементов и взаимосвязей исследуемого явления;
  • — вариативное знаковое выражение выделенных при анализе положений и взаимосвязей;
  • — применение научного аппарата к модели (а не к объекту);
  • — прогнозирование поведения модели в меняющихся условиях;
  • — установление соответствия полученных результатов рассматриваемой ситуации или проверка решения другим способом;
  • — перевод результата решения на язык исходной задачи.

Методическая задача — научить детей созданию моделей. Ребёнок должен иметь опыт создания моделей в самых разных условиях, к самым разным задачам.

Результатом обучения должна быть самостоятельность ученика в выборе модели. В это Вам помогут вопросы: «Ребята, как вы думаете, каким образом можно изобразить эту задачу? (Ребята называют одну из возможных форм.) А можно ли таблицей? Схемой? Рисунком?..».

Порядок обучения моделированию.

  • 1. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, затем переходить к моделированию временных отношений, еще позднее — к моделированию всех других типов отношений (механических, математических, социальных), завершая логическими.
  • 2. Целесообразно начинать с моделирования конкретных единичных ситуаций, а позднее переходить к построению моделей, имеющих обобщенный смысл
  • 3. Следует начинать с иконических, сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами, переходя к моделям, представляющими собой условно-символические изображения отношений
  • 4. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем происходит их построение.

Критерии сформированности УУД моделирования следует привести в соответствие с компонентами учебного действия УУД «Моделирование» включает в себя операции:

Построение модели в заданном коде Перекодирование элементов модели Установление соответствия модели и объекта Нахождение и исправление ошибок в модели Прочтение модели К объектам математического моделирования можно отнести:

Например, 1 класс расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчёта, используя общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ниже, слева/левее. справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади, позади, между и т. п.).

числа на основе счёта предметов в пределах 20.

состав чисел на основе действий набора и размена в пределах 10.

задача в одно действие арифметические операции сложения и вычитания арифметические зависимости Создание любой модели требует от учащегося умения абстрагироваться от конкретных признаков, графически отображать выделенные существенные свойства, их взаимосвязи (т. е. кодировать эти связи символами и знаками). Модель должна быть полной, обобщённой, легко воспроизводимой.

Ребёнок учится моделировать не ради внешней оценки конечного результата, а ради освоения процесса его получения, поэтому во многих случаях, особенно при решении задач, модель может быть авторской.

Одну и ту же задачу кто-то из детей изобразит в виде схемы, кто-то — графом, кто-то — обобщённым рисунком или краткой записью, но нельзя сказать, что среди них есть правые и неправые, если их собственная модель помогла им найти верный путь решения задачи.

Ниже, на рисунке, приведены различные виды моделей к одной и той же задаче.

Наиболее часто применяемые виды моделей к задачам: предметный или символический рисунок, схема, чертёж, таблица, краткая запись, граф, диаграмма.

Этапы моделирования.

  • -предварительный анализ задания;
  • — перевод на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
  • — построение модели;
  • — работа с моделью;
  • — соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Рассмотрим пример работы со схемой задачи У бабушки было 15 гусей, 8 из них — белые, а остальные — серые. Каким цветом обозначена область, показывающая серых гусей?

Рассмотри схему. Сколько всего у бабушки? Где записано это число? Линией какого цвета обведена область, которая изображает всех гусей?

Какого цвета круг изображает белых гусей? Сколько было белых. гусей? Где записано это число? Какой знак стоит в квадрате красногозета? Что он обозначает?

Числа 15 и 8 взяты из условия задачи Покажи на схеме стрелку, которая соединяет эти числа. Какой знак стоит около этой стрелки?

Обрати внимание на числа из условия задачи. Знак около стрелки, соединяющей эти числа, подскажет, какое действие над ними нужно выполнить.

Реши задачу из задания 1. Вычисли и запиши ответ.

Что изменится на этой схеме, если по условию задачи у бабушки будет 17 белых и серых гусей, а не 15?

Нарисуй новую схему, которая будет соответствовать этой задаче.

У бабушки было 17 гусей, из них 8 — белые, а остальные — серые. Сколько серых гусей было у бабушки?

Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

Составь задачу, в которой требуется узнать, сколько всего гусей было у: бабушки. Сделай краткую запись к этой задаче .

Составь устно задачу, соответствующую схеме из задания 3.

Метод моделирования рассмотрю на примере учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века».

Начинать работу по внедрению эффективного метода моделирования целесообразно уже в 1-ом классе, т. к. при выполнении дидактических условий приёмы моделирования и способы действия с моделью оказываются не только доступными детям младшего школьного возраста, но и весьма продуктивными в плане развития мышления ребёнка. Младший школьный возраст является началом формирования УУД у обучающихся. Одним из видов УУД являются познавательные, которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.

Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?

Для того чтобы вооружить обучающихся моделированием, как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления, с помощью моделирования.

Этапы моделирования:

  • -Вычленение существенных признаков объекта
  • -Построение модели
  • -Исследование модели
  • -Перенос полученных на модели сведений на изучаемый объект

Одна из главных задач обучения во всех предметных областях — умение обучающихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств понятий.

Примеры использования метода моделирования на уроках.

Литературное чтение. Русский язык.

Требования к результатам изучения учебных предметов включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

Добукварный и букварный периоды являются введением в систему языкового и литературного образования, которые начинают реализовывать лежащие в основе ФГОС НОО положения системно-деятельностного подхода:

  • · учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • · учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми для решения определенных целей образования и воспитания;
  • · обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Как много разнообразных формулировок должен запомнить ребенок с самого начала обучения. И с первых же уроков наши первоклассник усваивают, что в школе разные непонятные вещи надо запомнить и учительница хвалит тех, кто всё запомнил. Но ведь можно пойти по другому пути: все новые знания давать детям, опираясь не на память, а на наглядно-образное мышление. И тогда с помощью самостоятельного построения моделей первоклассник и усваивает достаточно сложные, но совершенно необходимые для них знания. Целесообразно формировать необходимые умственные действия с помощью моделирования детьми различных языковых отношений. Очень важно, что построение моделей даёт, кроме того, и возможность формировать у ребенка развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой операции и за их последовательностью, вслед за этим и умение оценивать выполненное действие.

Звуковой анализ слова — это сложнейшая программная задача, которая состоит из ряда учебных операций:

  • — «чтение» слова по схеме звукового состава с указкой;
  • — интонационное выделение звука в слове;
  • — изолированное называние звука, который был интонационно выделен;
  • · фиксация выделенного и названного изолированного звука фишкой.

Например, как провести звуковой анализ слова на уроке в начале обучения этому действию.

Проведем звуковой анализ слова. Вызвав к доске ученика, работа всё время ведется вместе с ним: давай «прочтем» слово мак, ведя указкой по домикам для звуков (смотри страницу Букваря). «Читать» будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой домик. Взяв ученика за руку с указкой, его рукой вести указку и медленно, в соответствии со схемой звукового состава слова, произносится мммаааккк.

Для закрепления последовательности действий при проведении звукового анализа важно провести игру «Живые звуки». Дети будут звуками. Они выстраиваются у доски с фишками — каждому звуку своё место. Сначала мы строим звуковые, а затем и звуко-буквенные модели.

Задание. «Сообрази»: составление слова из данных звуков. Игра «Живые звуки». Какое слово получится? Рассмотреть рисунки с соответствующими им схемами. Последовательно выделить указанные стрелками звуки. Составить слово, соединив найденные звуки (см. рис. 2). Образец ответа обучающегося (см. рис. 3).

Обучение чтению и обучение письму мы рассматриваем как единый процесс.

При обучении письму целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий Алгоритм Прочитай слова Рассмотри схемы слов Соедини линией схему с соответствующим словом Подпиши под схемой соответствующее слово Проверь себя. Прочитай слово по схеме.

Образцы заданий см. рис. 6.

Литературное слушание — важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Уроки литературного слушания направлены на формирование труднейшего вида речевой деятельности — слушания художественного слова, важнейшая роль которому отводится в ФГОС НОО. Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений автором учебников «Литературное чтение» А. А. Ефросининой предлагается метод моделирования, который позволяет составлять схематические планы и модели обложек с помощью системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев.

Со 2 — 4 класс моделирование продолжается на уроках литературного чтения, что также позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности. Дети любят и всегда ждут уроки литературного чтения. Это связано с тем, что моделирование:

  • — учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение 30 минут;
  • — позволяет каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями;
  • — создаёт игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т. е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

Сначала мы составляем модель обложки после прочтения, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.

Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка (дети могут работать в парах) на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель. Затем моделируют обложку, используя шаблоны, раскрашивают их цветными карандашами.

Рассматривание иллюстраций. Моделирование обложки.

  • — Посмотрите на обложку книги. Какую информацию можно прочитать на ней?
  • — Кто изображён на обложке книги? Что помогло вам догадаться, что это Бобка?
  • — Какой эпизод произведения иллюстрирует эта картинка?
  • — Ребята! Выполнение, какого задания поможет вам лучше запомнить имя и фамилию автора, заголовок книги. (Моделирование обложки)
  • — Оформите модель обложки. (Дети самостоятельно выполняют модели обложек, используя заместители жанра и темы.)
  • — Сравните свою модель с образцом:

Затем можно усложнять задания:

  • 1)дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора;
  • 2) определи по модели тему и жанр произведения;
  • 3) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку.

Это задание содержит учебную задачу, решение которой покажет, наскольео хорошо учащиеся усвоили материал, их умение определять жанр и тему изученных произведений. Очень важно, чтобы ученики нашли решение самостоятельно, а учитель только бы направил, объясняя алгоритм учебных действий. Памятка, в нашем созданном «Справочнике», поможет определить недостающий элемент на модели.

Важной частью при применении метода моделирования является моделирование отношений — героев произведения, героев и автора, героев и читателя, автора и читателя. На уроках используются следующие виды планов.

Модельный план. Последовательность событий записывается с помощью «заменителе» имён персонажей. Например, к сказке В. Сутеева «Дядя Миша».

Эскизно — модельный план позволяет показать последовательность событий и взаимодействие героев.

На примере произведения Л. Н. Толстого «Солнце и ветер» рассмотрим, как составляется модель отношений персонажей. Самое простое задание: назовите героев сказки (часть класса вспоминает или ищет ответы в тексте, а часть остаётся пассивной, потому что не знает, как работать). Поэтому, ставим по-другому: укажите на схеме всех героев, используя условные обозначения («заместители»), каждый ученик включается в работу. Дети просматривают текст или перечитывают произведение (просмотровое чтение) и быстро выписывают всех персонажей.

Схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и о их отношениях, побуждает обучающихся проанализировать поступки героев, чтобы ответить на вопрос: «Какие они?» В процессе составления подобных схем дети овладевают поисковым чтением и приучаются к самостоятельной работе с произведением.

Если работа выполнялась самостоятельно, она требует проверки, ведь каждый ребёнок хочет знать, справился ли он с заданием, какие допустил ошибки. Формы проверки, которые я выбираю, могут быть различными: моя проверка, фронтальная проверка, проверка в парах, самоконтроль и самооценка. Первый способ: один учащийся читает, а остальные знаком «+» отмечают правильный ответ, если что-то пропущено, дописывают, допущенные ошибки исправляют. Второй способ: сравнение своей работы с образцом. И так же, как в первом варианте, ставит «+», или дополняет свою работу, или что-то исправляет. При самопроверке дети должны уметь оценивать свою работу. У нас с детьми составлена памятка.

Самооценка:

  • 1. У меня всё правильно.
  • 2. Я нашёл ошибку и исправил её.
  • 3. У меня более двух ошибок.

Данные схемы-модели используются на уроках и для дифференцированной работы, и отработки универсальных читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно, работать с текстом произведения, пересказывать произведение или его части, рассказывать о героях.

Тема: Анализ произведения. Куприн А. И."Барбос и Жулька".

(фрагмент урока).

II. Актуализация знаний.

  • А) — Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  • — Что поразило, удивило в произведении?
  • — Какова тема? (тема отражена в заголовке)

идея?(уметь дружить, верная дружба).

  • — Какой тип речи преобладает в произведении?
  • Б) Знакомство с композицией
  • — Что такое композиция драматического произведения? (спросить ребят, которые занимаются в ТЮЗе)

Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Драма — …

Композиция — …

(читают ученики) Текст строится особым образом.

На доске:

кульминация развитие событий завязка завязка заключение Действие в драматическом произведении идёт на убыль. Будем учиться выделять главное, отвечать на вопросы, наблюдать, читать выразительно.

— А какие события относятся к каждой части, мы сейчас разберём.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность, активизирующая учебный процесс.

Опорные модели-схемы способствуют развитию способов деятельности учащихся, т. к. изучение понятий с опорой на модели вызывает необходимость проводить ряд действий с каждым из них.

Работу с моделью можно использовать в игровой форме.

Тема: «Состав слова».

Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова.

Благодаря повсеместному использованию условных значков, обозначающих слов, корень: приставку: суффикс: и окончание: создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели:

Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели. Чтобы показать разное положение корня в родственных словах, отбираем из них слова пригородный и пригород. Каждое слово изображаем в виде линии или прямоугольника, на котором показываем только корень. Таким образом, слово город изображается так: городской —, пригород —, пригородный —. Так как при выделении корня обсуждалась общая мотивация родственных слов (их объяснение с помощью слова город), второклассники будут в состоянии понять общую модель отношений, связывающих однокоренные слова.

Специально для уроков русского языка мы заводим тетради для опорных схем, моделей, которые заполняются по мере ознакомления с новыми орфограммами и пунктограммами.

Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений обучающихся. Такая работа носитисследовательский характер.

Введение

в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает учебную деятельность более осмысленной и продуктивной. Представим некоторые приёмы метода моделирования, которые используются для развития мыслительных способностей на уроках математики.

На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Тема: Сравниваем.

Целью этой работы является формирование умения выстраивать воображаемую логическую цепочку, которая получается при работе с «машиной». Учитель подводит к тому, что фигуры могут различаться цветом, формой и/или размером. В дальнейшем каждую фигуру дети будут характеризовать с точки зрения этих параметров. Назвать цветную фигуру, расположенную выше других в левой части страницы (большой красный круг).

  • — Какие фигуры расположены ниже большого красного круга?
  • — Какая фигура расположена ниже всех?
  • — Назвать каждую фигуру, начиная снизу вверх.

Догадаться, что изменяет «машина» (размер фигур). Выбрать из набора «Цветные фигуры» те фигуры, которые должны выйти из «машин», и разместить их справа от неё. Назвать фигуры парами: большой красный круг — маленький красный круг и т. д.

На уроке отслеживается, как дети выполняют работу, но ошибки пока не исправляются. Целесообразно, чтобы на доске появилась схематическое изображение «машины» с правильными и ошибочными ответами. Ставится перед детьми проблема: «Всё ли правильно выполнено?» В результате коллективного обсуждения ошибочные ответы исправляются.

Тема: Учимся выполнять сложение.

На этом уроке продолжается работа по моделированию условия задачи. Пока не следует знакомить детей с термином «задача», а также выяснить, что известно и что не известно, и разделить текст на условие и вопрос. На данном этапе текстовая задача должна восприниматься учащимися как некоторая конкретная ситуация, которую можно смоделировать с помощью фишек.

Ответьте на вопросы «Сколько утят?», «Сколько цыплят?». Определите, что обозначают 4 фишки слева (под утятами), 2 фишки справа (под цыплятами).

После этого цветным мелом обвести четыре красные фишки и спросить, что показывают эти фишки; потом обвести две красные фишки и спросить, что они показывают. После этого обвести все фишки и спросить, что показывают все фишки. (Они показывают, сколько всего утят и цыплят на рисунке.).

Тема: Находим фигуры.

Определить, какая модель (фишки на карточке) соответствуют каждому рисунку; доказать верность своего рассуждения. Рассказать, каким мог быть рисунок к «лишней» карточке (можно нарисовать к «лишней» модели соответствующую картинку).

Задание в рабочей тетради.

Словесно описать первый узор. Рассказать, какая закономерность есть в построении. Отметить красным карандашом точку, в которой узор начинает повторяться. Продолжить рисовать первый узор до конца строки, проговаривая про себя последовательность шагов. Работая по заданному алгоритму (продолжение узора) способствует развитию умения словесно описывать свои действия, используя пространственные понятия влево, вправо, вверх, вниз. Если дать возможность учащимся ещё до начала выполнения таких заданий рассказать о продолжении узора, то это позволит формировать умение планировать свои действия.

Тема: Сравниваем.

Детям предлагается выбрать из набора «Фишки» столько жёлтых фишек, сколько яблок на рисунке. Расположить фишки внутри синего и красного «колец». Рассказать о результате по схеме: 7 это и. Дополнить записи на доске, используя результаты обсуждения.

Запоминание состава каждого числа в данный момент не требуется, проводится осознанная подготовка к изучению состава числа в пределах 10, основанная на моделировании.

Тема: Увеличиваем, уменьшаем число на 1.

Разные способы получения результата арифметического действия: составление модели, использование линейки, способ прибавления (вычитания)по частям — учащиеся будут осваивать в течение всего первого полугодия. Это те механизмы осознанной работы с числами, которые активно используются при изучении приёмов сложения и вычитания с переходом через десяток. На данном этапе не так важно получение результата действия, как отработка способа учебной работы: применение фишек, линейки, прибавление (вычитание) по частям.

Тема: Учимся выполнять умножение.

Подбирая карточки с фишками, ученики учатся работать с моделью, иллюстрирующей умножение. В дальнейшем к каждой ситуации, требующей выполнения умножения, первоклассник будет самостоятельно составлять модель с помощью фишек, и находить результат разными способами.

Виды заданий на уроках математики по моделированию.

Очень важное условие в работе со схемами — то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они активизируют познавательную деятельность обучающихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля, помогают учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Поскольку основным методом при организации деятельности на уроках окружающий мир является «исследование», а основной задачей для учащихся определяется умение выдвинуть гипотезы, спланировать и провести эксперимент, то понятно, что без создания объяснительных моделей невозможно достигнуть поставленных целей. Главный смысл программы курса заключен в формировании у школьников простейшей модели пространства, отражающей взаимосвязи в природе и изменения их во времени. Ориентир на внешние свойства изучаемых и сравниваемых объектов не всегда позволяет раскрыть сущность понятия или усвоить общий способ действий. Поэтому моделируется не понятие (какое-либо конкретное природное явление), а процесс взаимодействия, взаимосвязи между ними (не только «что происходит?», но и «почему происходит?», каковы причины того, что мы в данный момент наблюдаем).

Тема: Круговорот воды в природе.

Покажем на схеме.

  • — Каков дальнейший путь капелек?
  • — Куда они могут попасть?

В море, речку, почву, на грядки, на растения, на улицы города.

  • — А могут ли капельки воды попасть снова в море, с которого начали свой путь?
  • — А могут ли опять, потом испариться?

Обратите внимание, у нас образовалась схема — круг. Угадайте название процесса превращения воды в природе.

Творческое домашнее задание «Путешествие капельки» — создание своей модели.

Тема: Органы чувств.

Этап урока: актуализация знаний — зачем нужны органы чувств.

Тема: Живая и неживая природа.

Этап урока: включение в систему знаний и повторение.

Задание: Вырежьте и наклейте картинки в каждую группу Тема: Дикие и домашние животные.

Этап урока: реализация построения проекта «Рассказ о животном».

Моделирование на уроках технологии и изобразительного искусства.

Развивающий потенциал этих предметов связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.

В процессе активной (т. е. самостоятельной) познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Именно он, как высшая степень овладения умением учиться, подразумевает достаточный уровень развития познавательных и регулятивных умений. Уроки технологии и изобразительного искусства предоставляют широкие возможности использования метода моделирования, применения обучающимися УУД для создания моделей, чтение технологических карт, работу со знаками и символами.

Научить ребенка учиться — это труднейшая задача, которая стоит перед учителем. Для того чтобы моделирование при обучении стало действительно методом обучения, оно должно проводиться на уроках систематически и целенаправленно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой