Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения
Практическая часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 12 г. Камышина Волгоградской области. Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать систему упражнений по развитию воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения. Диаграмма 1. Результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия». Диаграмма 2. Результаты диагностики… Читать ещё >
Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Практическая часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 12 г. Камышина Волгоградской области. Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать систему упражнений по развитию воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения.
В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи: 1) описать методы и приёмы развития воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения; 2) опытноэкспериментальным путем определить наиболее эффективные средства и приемы использования наглядных методов, приемлемые в развитии воображения младших школьников. Эксперимент был проведен в исследуемом 4 «А» классе. С целью исследования уровня развития воображения младших школьников были использованы следующие методики Р. С Немова (22): " Вербальная фантазия": детям за одну минуту предлагалось придумать рассказ (историю, сказку) о каком — либо живом существе и затем изложить его устно в течение 5 минут.
В ходе рассказа воображение детей оценивалось по таким признакам как: 1) скорость процессов воображения; 2) необычность, оригинальность образов; 3) богатство фантазии; 4) глубина и проработанность (детализированность) образов; 5) впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому признаку рассказ получал от 0 до 2-х баллов (0 баллов — отсутствие данного признака; 1 балл — он имеется, но выражен слабо; 2 балла — признак выражен достаточно сильно). Результаты работы фиксировались в таблице (составлялся протокол наблюдения); в результате 10 баллов соответствовало очень высокому уровню развития воображения; 8−9 — высокому; 5−7- среднему; 3−4- низкому; 0−2- балла очень низкому. Наблюдение за работой детей показало, что большинство фантазий школьников посвящены героям современных мультфильмов. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что рассказы 6 учеников исследуемого класса, т. е. 26,2% от общего количества детей в классе, соответствуют среднему уровню развития воображения. Рассказы 13 учеников, т. е. 56,5% от общего количества детей, соответствуют низкому уровню развития воображения. Рассказы 4 детей, т. е. 17,3% от общего количества опрошенных, соответствуют очень низкому уровню развития воображения. Результаты диагностики «Вербальная фантазия» отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия»
«Скульптура»: детям был предложен набор пластилина и задание: за 3 минуты смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 4 ученика исследуемого класса, т. е. 22,2% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко, и т. д.). Им было поставлено по 2−3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения. Работы 10 детей (55,6%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4−5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И, наконец, 4 работы (22,2% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8−9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения. Результаты диагностики «Скульптура» отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты диагностики по методике «Скульптура»
Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что воображение детей исследуемого класса находится на среднем уровне. Воображение младшего школьника носит подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Таким образом, мы использовали с целью корректировки 2 методики, и они подтвердили наличие у большинства детей среднего уровня воображения. Для развития воображения необходимо создание ряда условий. Нужен показ способов творческой деятельности. Поэтому необходимы специальные упражнения по его развитию с использованием наглядных методов обучения.