Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 12 г. Камышина Волгоградской области. Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать систему упражнений по развитию воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения. Диаграмма 1. Результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия». Диаграмма 2. Результаты диагностики… Читать ещё >

Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Практическая часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 12 г. Камышина Волгоградской области. Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать систему упражнений по развитию воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения.

В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи: 1) описать методы и приёмы развития воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения; 2) опытноэкспериментальным путем определить наиболее эффективные средства и приемы использования наглядных методов, приемлемые в развитии воображения младших школьников. Эксперимент был проведен в исследуемом 4 «А» классе. С целью исследования уровня развития воображения младших школьников были использованы следующие методики Р. С Немова (22): " Вербальная фантазия": детям за одну минуту предлагалось придумать рассказ (историю, сказку) о каком — либо живом существе и затем изложить его устно в течение 5 минут.

В ходе рассказа воображение детей оценивалось по таким признакам как: 1) скорость процессов воображения; 2) необычность, оригинальность образов; 3) богатство фантазии; 4) глубина и проработанность (детализированность) образов; 5) впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому признаку рассказ получал от 0 до 2-х баллов (0 баллов — отсутствие данного признака; 1 балл — он имеется, но выражен слабо; 2 балла — признак выражен достаточно сильно). Результаты работы фиксировались в таблице (составлялся протокол наблюдения); в результате 10 баллов соответствовало очень высокому уровню развития воображения; 8−9 — высокому; 5−7- среднему; 3−4- низкому; 0−2- балла очень низкому. Наблюдение за работой детей показало, что большинство фантазий школьников посвящены героям современных мультфильмов. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что рассказы 6 учеников исследуемого класса, т. е. 26,2% от общего количества детей в классе, соответствуют среднему уровню развития воображения. Рассказы 13 учеников, т. е. 56,5% от общего количества детей, соответствуют низкому уровню развития воображения. Рассказы 4 детей, т. е. 17,3% от общего количества опрошенных, соответствуют очень низкому уровню развития воображения. Результаты диагностики «Вербальная фантазия» отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия»

«Скульптура»: детям был предложен набор пластилина и задание: за 3 минуты смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 4 ученика исследуемого класса, т.е. 22,2% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки ( кубик, шарик, колечко, и т.д.). Им было поставлено по 2-3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения. Работы 10 детей (55,6%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И, наконец, 4 работы (22,2% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8-9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения. Результаты диагностики «Скульптура» отражены в диаграмме 2.

«Скульптура»: детям был предложен набор пластилина и задание: за 3 минуты смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 4 ученика исследуемого класса, т. е. 22,2% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко, и т. д.). Им было поставлено по 2−3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения. Работы 10 детей (55,6%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4−5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И, наконец, 4 работы (22,2% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8−9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения. Результаты диагностики «Скульптура» отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результаты диагностики по методике «Скульптура»

Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения.

Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что воображение детей исследуемого класса находится на среднем уровне. Воображение младшего школьника носит подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Таким образом, мы использовали с целью корректировки 2 методики, и они подтвердили наличие у большинства детей среднего уровня воображения. Для развития воображения необходимо создание ряда условий. Нужен показ способов творческой деятельности. Поэтому необходимы специальные упражнения по его развитию с использованием наглядных методов обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой