Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проблемы профилактики детского воровства в младшем школьном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воровство как механизм социализации ребенка в социальной среде. В данном возрасте возникает в случае преждевременных (до пубертата) реакции группирования, выполняющих для ребенка функцию активной психологической защиты при сочетании прогрессирующей педагогической запущенности и отвержения со стороны класса. Ребенок социализируется в «уличной» группе: включается в ее виды деятельности (вначале это… Читать ещё >

Проблемы профилактики детского воровства в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема детского воровства на современном этапе. Понятие, виды детского воровства

Такое негативное явление как присвоение детьми и подростками чужих вещей отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью.

Каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадет. Обычно события разворачиваются следующим образом: ребенку очень нравится какая-то вещь, и он не может побороть соблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гамму чувств. Радость обладания желанной вещью — только одно из них. Одновременно ребенок испытывает страх быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения. Несколько позже ребенок обнаруживает, что он не может свободно пользоваться присвоенной вещью, если не объяснит факт ее появления. Еще через некоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденной вещи. Он слышит, как единодушно осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охватывает стыд и страх разоблачения. Иногда этого бывает достаточно, чтобы ребенок больше никогда не захотел присвоить чужую вещь, даже если его не поймали. Если же воришку уличают, и он проходит все стадии разоблачения и прилюдных извинений, это, как правило, становится уроком на всю жизнь. Важно только правильно выбрать меру наказания. С одной стороны не подорвать у ребенка веру в то, что он все-таки любим, с другой стороны, ребенок должен, почувствовать насколько его проступок, серьезен.

Некоторые дети воруют много раз. Среди них есть те, кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах людей им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража — чистый выигрыш. Такие дети воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутым на месте преступления, придумывают правдоподобные легенды, оправдывающие появление у них вещей.

Особенно обидно бывает встретить среди детей этой категории тех, кто на самом деле любим, но кого взрослые из теоретических соображении решили воспитывать в строгости, чтобы не избаловать. В этом случае, необходимо повысить самооценку ребенка, дать ему понять, что есть люди, которые его любят, которым не безразлична его судьба и что все плохое может быть исправлено и забыто. Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить» родителям, заставить их изменить решение и отношение к себе. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас совсем не так хорошо, как кажется. Чтобы прекратить кражи в этом случае необходимо наладить отношения ребенка с родителями.

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам.

Большинство родителей при воспитании детей допускают ошибку, оценивая поведение ребенка масштабами взрослого. И ни в какой другой сложной воспитательной ситуации не проявляется это так ярко, как при случаях воровства.

Все родители хотя бы один раз сталкиваются с этой проблемой. Ворующий ребенок — далеко не потерянный ребенок, и нет еще повода для угрызений и тревог. Надо просто немного знать об этих сложных проблемах.

Итак, выделяют следующие факторы, из-за чего может стащить что-либо ребенок из дома:

  • 1. Из-за несознательности. Ребенок еще не различает, что значит мое и твое. Он не понимает значения слова «собственность». Он еще не вписался в порядки человеческого общества. Но никогда не рано начать знакомить его с некоторыми понятиями. Ребенок должен знать, что принадлежит ему лично. Он за эти вещи отвечает, за ними следит, и эти вещи никто не может у него отнять. Надо привить детям правильное понимание собственности, тогда они будут считаться, и уважать собственность других;
  • 2. По привычке. Например, во время прогулки мать подняла яблоко из чужого сада и положила его в карман, а отец не вернул одолженную книгу. Ребенок по мелочам научился, что не надо быть таким уж щепетильным. Для него это становится привычкой, и он не находит ничего ужасного в том, чтобы тайком взять из дядиной коллекции пару марок;
  • 3. Из спортивного интереса. У детей богатая фантазия. Определенные телевизионные передачи развивают у ребенка такие же дерзкие идеи, как и чтение приключенческих книг. Это окажется так интересно и захватывающе — что-то у кого-то забрать тайком.

Во всех этих причинах виноваты родители. Они упустили возможность научить ребенка поступать в соответствии с моральными ценностями общества.

Детское воровство относится к так называемым стыдным проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, педагогу, классному руководителю, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. Мало того, что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представления о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок. Тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей.

Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Можно выделить 3 основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется».

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет вещи или деньги, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи.

Исследования психолога Э. Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя, как ни в чем, ни бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения.

В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю».

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Способ самоутвердиться.

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он, таким образом, хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо.

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям, или мстит более благополучным сверстникам.

Исходя, из анализа литературы, можно выделить основные типы детского воровства в младшем школьном возрасте.

Воровство как этап в развитии нормативной личности.

1. Воровство в рамках игровой деятельности. Ребенок берет чужие вещи, смешивая в игре контексты «свои — чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, ее факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой.

Пути профилактики: профилактика эгоизма; активизация игровой деятельности с формированием интереса не к обладанию игрушками, а к собственному личностному росту в игре.

2. Воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий. Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к совести не понимает, этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).

Воровство как расстройство основных механизмов онтогенеза и социализации личности.

  • 1. Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников. Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка. Осознание неэтичности своего поведения и хроническое унижение при необходимости скрывать его формирует внутренний конфликт.
  • 2. Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности. Возникает во вторых-третих классах и в определенной последовательности. Вначале ребенок дает личностную реакцию на неуспехи в учебе, которые связаны с его личной неготовностью к ней. Далее какое-то время ребенок (обычно под нажимом взрослых) пытается компенсировать неуспехи интенсификацией учебной деятельности. В отсутствие адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи эта компенсация не дает результатов. У родителей развивается непринятие ребенка. У самого ребенка возникают пассивно-оборонительные реакции — уход от учебы, протесты и отказ от нее. Мотивация к учебе снижается. Далее процесс идет по механизму педагогической запущенности.
  • 3. Воровство как механизм социализации ребенка в социальной среде. В данном возрасте возникает в случае преждевременных (до пубертата) реакции группирования, выполняющих для ребенка функцию активной психологической защиты при сочетании прогрессирующей педагогической запущенности и отвержения со стороны класса. Ребенок социализируется в «уличной» группе: включается в ее виды деятельности (вначале это может быть и не воровство), у него возникают роли в группе, статус и навыки поведения; от группы он получает защиту от неудач, «новую» систему мотивов и ценностей, включая оценку себя как значимой личности. Ребенок защищает ложью не только свое воровство, но и всю группу; глух к морали взрослых. Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).

Воровство как вариант патохарактерологического развития личности.

  • 1. Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителей. Обычно развивается в закономерной последовательности. Вначале у родителей, в качестве продолжения их собственных кризисов развития личности, возникало отвержение либо самого факта существования ребенка («нежеланные» дети), либо его конституциональных свойств — анатомических или темпераментных. Далее с началом формирования личности ребенка в кризисе трех-четырех лет отвержение проявлялось в виде аномальных стилей воспитания: авторитарный стиль (с подавлением формирующейся автономности личности ребенка), «либеральный» или гипоопекающий (с неучастием родителей в формировании у ребенка сложной системы мотивов и интересов и способности к завершенной самостоятельной деятельности). В результате к завершению у ребенка кризиса трех-четырех лет семья не выполняет по отношению к нему все свои базовые функции — психологического принятия, защиты и т. д. У ребенка не формируется эмоциональная потребность в семье, привязанность к ней. Компенсаторно дети ищут себе лидеров, обычно старшего возраста, и становятся психологически зависимыми от них.
  • 2. Воровство в связи с формирующейся зависимостью от игр на ПЭВМ или на игровых автоматах. Начинается с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы, изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до несколько часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и нежелание ее завершать. Игра становится самым желаемым и главным делом жизни, ее смыслом, т. е. мотив игры приобретает качество ведущего и смыслообразующего.

В качестве семейных условий, способствующих развитию детского воровства, указывают на неполноту семьи или отсутствие родителей, развод родителей, низкий нравственный и культурный уровень родителей, их педагогическую неграмотность и попустительство в воспитании, неблагополучие ребенка в семье. Отмечается роль ценностных установок родителей, их педагогические ошибки в возникновении детского воровства, особенно подчеркиваются расхождения между декларируемыми ценностями родителей и их реальным поведением. Некоторые исследователи утверждают, что воровство может быть реакцией протеста ребенка на ущемление взрослыми его самолюбия, проявлением неудовлетворенности отношениями в семье.

Личностные особенности ворующих детей характеризуются высокой напряженностью, закрытостью, неуверенностью в себе, чувствительностью к угрозе. Ворующие дети, как правило, достаточно хорошо знают социальные нормативы, но для ворующих детей «правилосообразное поведение» противоречит возможности быть материально обеспеченным и, следовательно, удовлетворенным жизнью. Когда у ребенка возникает напряженная потребность выразить свое эмоциональное неблагополучие, он прибегает к воровству вопреки страху наказания.

С помощью воровства денег родителей неблагополучный ребенок стремится обрести некую автономию или воздействовать на межличностные отношения в семье. Этот способ самоутверждения отражает для него самого смысл денег.

Таким образом, в этом параграфе мы постарались рассмотреть понятие «воровство», типы воровства и выявить причины воровства в младшем школьном возрасте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой