Сущность и виды организации самостоятельной работы на занятиях
Наряду с устным изложением изучаемого материала преподавателем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы обучающихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Это очень важные методы. К. Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления обучающихся. Обучающиеся заканчивают работу… Читать ещё >
Сущность и виды организации самостоятельной работы на занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с устным изложением изучаемого материала преподавателем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы обучающихся по восприятию и осмыслению новых знаний.
Это очень важные методы. К. Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления обучающихся.
В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? По мнению К. Д. Ушинского, самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления студента, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются им самим.
Самостоятельная работа, по А. М. Новикову — это метод, который очень помогает педагогу для выяснения способностей обучающихся [10]. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.
Раскрывая этот вопрос Н. Е. Ковалев, писал: «Самостоятельная работа обучающихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» [31]. Л. Р. Болотина солидарна с его мнением. [32].
Из всех рассмотренных выше представленных вариантов определения контроля мы разделяем позицию Н. Е. Ковалева и Л. Р. Болотиной.
Б.П. Есипов считает, что при изучении дисциплины важно, чтобы обучающиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков (вычислительными навыками, умениями преобразовывать выражения и т. д.). Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме [29].
При проведении самостоятельной работы педагог сталкивается со следующими затруднениями:
- — обучающиеся заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее;
- — трудно подобрать задания одинаково посильные всем обучающихся;
- — трудно организовать проверку самостоятельных работ.
Для ликвидации данных затруднений необходимо внимательно подходить к выбору видов самостоятельной работы.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т. д.
По дидактической цели, самостоятельные работы Л. Р. Болотина подразделяют на пять групп:
- — приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно
- — приобретать знания;
- — закрепление и уточнение знаний;
- — выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
- — формирование умений и навыков практического характера;
- — формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
На нашем занятии самостоятельная работа направлена на закрепление и уточнение знаний.
Каждая из перечисленных групп считает Л. С. Выготский, включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
- — работа с книгой;
- — упражнения;
- — выполнение практических и лабораторных работ;
- — проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения;
- — подготовка докладов, рефератов;
- — домашние опыты, наблюдения;
- — техническое моделирование и конструирование;
- — решение проблемных задач прикладного характера.
На проектируемом занятии будут использоваться упражнения.
Упражнение — это учебное задание для закрепления знаний, умений и навыков [29].
С точки зрения организации, самостоятельная работа, утверждает М. А. Данилов, может быть:
- — фронтальной — обучающиеся выполняют одно и то же задание;
- — групповой — для выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3- 6 чел.);
- — парной — например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;
- — индивидуальной — каждый обучающийся выполняет отдельное задание [33]. На проектируемом занятии организована групповая самостоятельная работа.