Алгоритм выполнения проекта
Как повысить их экологическую устойчивость? Прочитайте специальную литературу и сделайте сообщение в школе, опубликуйте статью в газете, выступите с докладом на школьной научной конференции, по радио или на телевидении о практических шагах по улучшению состояния лесов. Обсудите ваши предложения в ближайшем лесничестве. Старые леса перемежались с болотами, со средневозрастными лесами и молодняками… Читать ещё >
Алгоритм выполнения проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Прочитать, что написано об этом растении в Красной книге;
- 2. Описать его биологию и условия обитания в лесу;
- 3. Изучить состояние растения в нашем лесу и выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на численность растений;
- 4. Предложить и обосновать мероприятия по сохранению его численности.
Для подростков, отличающихся большей активностью и интересом к природоохранной деятельности, можно предложить исследовать такие проблемы, как «Экологическая ниша речного бобра» или «Видовой и количественный состав рыб реки или озера (конкретных)». При выполнении проектов они должны прочитать необходимую литературу, установить видовой состав, распределение по возрастам, места обитания и особенности питания рыб. По результатам работы над проектом можно составить деловое письмо в Инспекцию рыбоохраны о состоянии запасов рыб в данном водоеме и возможности их увеличения.
Темы проектов, предлагаемых старшеклассникам, затрагивают общебиологический материал, нацелены на развитие всей системы исследовательских умений. Например, на биологических экскурсиях по изучению естественных и искусственных экосистем разрабатывается исследовательский проект: «Оценка состояния окружающего леса и меры по его улучшению». В проекте школьники решают следующие проблемы. Какие лесные экосистемы — неустойчивые или устойчивые — нужны лично вам, вашим родственникам, большинству жителей села, поселка или города, где вы живете? Взгляните на эту проблему с позиций охраны природы. Совпадают ли они? Являются ли окружающие леса устойчивыми системами?
Как повысить их экологическую устойчивость? Прочитайте специальную литературу и сделайте сообщение в школе, опубликуйте статью в газете, выступите с докладом на школьной научной конференции, по радио или на телевидении о практических шагах по улучшению состояния лесов. Обсудите ваши предложения в ближайшем лесничестве.
При таком подходе в готовом проекте школьника появится социально значимая информация: большинству жителей города или поселка нужны устойчивые лесные экосистемы. Это старые, многоярусные смешанные леса с большой биомассой и высоким биологическим разнообразием. Они давали много древесины для строительства, в них было много ягод и грибов, на больших полянах — неплохие сенокосы.
Старые леса перемежались с болотами, со средневозрастными лесами и молодняками хвойных и лиственных пород. В настоящее время преобладают средневозрастные березняки, много посадок сосны.
Их затронули лесные пожары. Под пологом березы идет рост ели. Ярусная структура выражена слабо. Эти леса изменяются с возрастом. Лесов много, но старых деревьев нет.
Поэтому здесь не гнездятся летучие мыши, совы и другие птицы дуплогнездники, мало белок. Это показатели не сложившейся видовой и пространственной структуры экосистемы леса. Для повышения устойчивости экосистем лесов школьники предлагают посадку широколиственных пород (дуба и липы) по тем местам, где они росли раньше, изготовление дуплянок и других гнездовий для летучих мышей, сов, синиц.
Для увеличения биологического разнообразия по опушкам лесов и берегам речек и ручьев, по обочинам дорог намерены посадить разные виды ив, рябину, черемуху, калину, боярышник, шиповник. Обсуждают возможность восстановления плотин на малых реках для увеличения обводненности территории и уменьшения числа лесных пожаров. В проекте могут быть и предложения по восстановлению осушенных болот для уменьшения количества пожаров на торфяниках. Работая над проектом, школьники могут создать сценарий видеофильма, который отразил бы экологические проблемы их населенного пункта и района.