Тренажерный зал.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации
Педагогический эксперимент, в котором участвовали три экспериментальные группы, использующие различные по оформлению тренажерные средства, позволил В. В. Мельнику установить, что тренажерные устройства, имеющие сходство со сказочными и бытовыми персонажами, и двигательные действия игрового характера эффективнее используются, чем те конструкции, которые во внешнем виде не несут таких образов, хотя… Читать ещё >
Тренажерный зал. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова в своем пособии «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений» дают методические рекомендации по использованию тренажеров и тренировочных устройств[1][2]. Они считают, что наиболее целесообразны и полезны занятия на тренажерах для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени они достаточно хорошо владеют разными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем к физическим нагрузкам. В этом возрасте достаточно развита способность к самоконтролю, анализу своих движений и действий сверстников, контролю своего самочувствия, что очень важно при самостоятельных упражнениях на тренажерах. У дошкольников появляется желание продемонстрировать свои физические возможности — силу, ловкость, смелость, что достаточно успешно позволяют сделать тренажеры.
В исследовании В. В. Мельника на тему «Методика применения тренажеров и тренировочных устройств в системе физкультурнооздоровительных мероприятий дошкольников 5—6 лет» выделены педагогические требования к конструкциям тренажерных устройств, предназначенных для использования детьми дошкольного возраста[3]. В исследовании на основе данных анализа каталогов тренажерных устройств отобраны тренажерные конструкции нескольких видов.
Первые — тренажеры оздоровительной направленности, выпускаемые серийно (беговая дорожка-массажер «Колибри-М», «Здоровье» (эспандер ножной), «Ритм-2», гимнастический каток, «Диск здоровья», «Лабиринт», велотренажер завода имени В. Дегтярева); оригинальные тренажерные устройства, не освоенные промышленностью (барабан для бега, тренажер с колеблющимися педалями, педальный тренажер, разновысокие диски вращения, устройство для развития мышц пальцев руки).
Вторые — тренажеры и тренировочные устройства образноигровой направленности («Сороконожка», «Ручная горка», «Упрямый ослик», «Бегемот Шоколад», «Волк Бакула», «Всадник», «Журавль» и др.).
Сюжеты игр сказочного повествования с использованием тренажерных средств образно-игровой направленности, отмечает В. В. Мельник, сначала могут включать в себя один персонаж или одно действие в одной предметной ситуации (перетягивание «Упрямого ослика», «полет» на спине «Журавля» и т. п.), а затем и несколько действий (убегание от «Ананси», преодолевая препятствия из его «ног» подлезанием и перелезанием).
Педагогический эксперимент, в котором участвовали три экспериментальные группы, использующие различные по оформлению тренажерные средства, позволил В. В. Мельнику установить, что тренажерные устройства, имеющие сходство со сказочными и бытовыми персонажами, и двигательные действия игрового характера эффективнее используются, чем те конструкции, которые во внешнем виде не несут таких образов, хотя такое сходство подчеркивается и применяются те же игровые задания. Менее эффективным оказалось использование конструкций, не несущих во внешнем виде сходства, где оно не сообщалось воспитателем, а само выполнение упражнений носило регламентируемый характер. Как показал анализ полученных результатов, эта эффективность определяется не величиной изменений уровня физической подготовленности (между группами по большинству показателей отсутствовали статистически достоверные различия) и техники основных движений (бега на 30 м, прыжка в длину с места, метания на дальность), а в основном обусловлена проявляемой двигательной активностью, особенно в самостоятельной деятельности. Установлено, что в самостоятельной игровой деятельности их чаще используют дети высокого и среднего уровней физической подготовленности. Внешний вид конструкций почти не привлекает детей с низким уровнем физической подготовленности, что свидетельствует о том, что именно для них необходимо создание предметной среды на основе тренажеров образно-игровой направленности.
При оборудовании физкультурных площадок детских садов тренажерами и тренировочными устройствами одной из важных практических рекомендаций является то, что как по внешнему виду, так и по структуре выполняемых движений тренажерные средства, по возможности, должны гармонировать с расположенными рядом малыми архитектурными формами и создавать единую законченную композицию. Для исключения перенапряжения одних и тех же участвующих в работе функциональных систем организма расположенные рядом тренажерные конструкции должны иметь разную направленность воздействий. Это обеспечивает чередование нагрузки и равномерное развитие двигательных способностей и мышечных групп.
Тренажерные устройства позволяют реализовать индивидуально-дифференцированный подход па основе мелкогруппового и индивидуального методов. Двигательные задания могут иметь несколько разновидностей, которые схематично изображены на стенде. Первоочередной задачей является обучение детей «читать схемы» (игра «На что это похоже»), а затем выполнять предлагаемые упражнения (игра «Замри»).
По методике В. В. Мельника упражнения на тренажерных устройствах выполняются на нескольких специально организованных «станциях», на каждой из которых находится четыре-пять однотипных тренажера. Дети могут быть организованы в звенья, либо прохождение предлагаемых станций производится индивидуально. При этом дошкольники последовательно выполняют упражнения с соблюдением оптимальных параметров физических нагрузок.
Использование тренажерных средств, отмечает В. В. Мельник, оказывало на организм детей более значительное воздействие, чем традиционно используемые общеразвивающие упражнения.
Бассейн. Современные санитарно-эпидемиологические требования и нормативы допускают размещение в детском саду плавательного бассейна, к которому предъявляются сегодня достаточно серьезные требования. Нормативно-правовая база в данной области активно совершенствуется, появляются новые стандарты, регулирующие требования и условия организации бассейнов различных видов.
Одно из главных требований при обеспечении безопасности занятий в бассейне — оборудование душевых, а также подходов к бассейну нескользящими материалами. Кроме того, в наличии должны иметься приборы, позволяющие контролировать и поддерживать санитарно-гигиеническое состояние бассейна, термометры для определения температуры воды и воздуха, психрометры для определения влажности воздуха.
Анализ современных публикаций и методической литературы показывает, что современный бассейн в ДОО предназначен прежде всего для обучения разным способам плавания, занятий гидроаэробикой, общеразвивающими упражнениями. В связи с этим предлагается такое оформление бассейна, которое подсказывает ребенку, как правильно плавать, вести себя на воде, что делать в различных ситуациях. Бассейн можно оформить, поместив фото соревнований, правила техники безопасности на воде. Также целесообразно сделать выставку детских рисунков на морскую тему, разместив их подальше от воды.
Вместе с тем бассейн должен быть оборудован игрушками и пособиями, предназначенными для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, проведения различных упражнений и игр, способствующих успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания.
К ним относятся доски из пенопласта (для каждого купающегося), надувные игрушки, резиновые и пластмассовые игрушки, мелкие игрушки из плотной резины (тонущие), обручи, мячи разного размера, плавающие кольцебросы и др.
Сауна. С целью оздоровления и закаливания детей современная ДОО может быть оборудована сауной. Вопрос о возможпости посещения сауны ребенком должен решаться только с врачом дошкольной организации или участковым педиатром.
Сауна является сегодня инновационным элементом развивающей среды ДОО, поэтому для обслуживания детей и содержания сауны в соответствии с санитарными требованиями должен быть назначен сотрудник, прошедший соответствующий инструктаж.
Другое немаловажное требование в части безопасности детей в условиях сауны — наличие у каждого ребенка своих предметов личной гигиены (это же требование предъявляется при организации бассейна). Недопустимо, например, когда используется один и тот же таз. Для ног должны быть специальные деревянные сабо, а для головы — шапочка из шерсти или фетра.
Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.
- [1] URL: http://www.arhinovosti.ru
- [2] Осокина Т. И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование в дошкольном учреждении. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 80 с.
- [3] Мельник В. В. Методика применения тренажеров и тренировочных устройствв системе физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольников 5—6 лет: дис…канд. пед наук. М., 1991. 189 с.