Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальное изучение связной речи слабослышащих дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики… Читать ещё >

Экспериментальное изучение связной речи слабослышащих дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика участников и методов исследования

В целях изучения особенностей связной речи слабослышащих дошкольников в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками нами был проведен констатирующий эксперимент. В нем участвовали дети с нарушениями слуха 6−7 лет комбинированных групп дошкольного отделения.

№ 6 ГБОУ № 937 города Москвы в количестве 6 человек (экспериментальная группа) и дошкольники 6−7 лет с нормальным слухом ГБОУ «Гимназия № 1636 «НИКА» с/п № 7 города Москвы (контрольная группа). Интеллект всех детей сохранен. Ниже, в таблицах 1 и 2, представлены участники экспериментальной и контрольной группы Таблица 1 Участники экспериментальной группы.

Фамилия, имя.

Полных лет.

Степень снижения слуха.

Причины снижения слуха.

1. Женя Щ.

6 лет 10 мес.

II ст. т/у.

наследственная т/у.

2. Алеша С.

7 лет 2 мес.

III-IV ст. т/у.

неизвестны.

3. Влада П.

7 лет 3 мес.

IV ст. т/у.

наследственная т/у.

4. Варя П.

6 лет 9 мес.

IV ст. т/у.

неизвестны.

5. Саша С .

7 лет 5 мес.

III ст. т/у.

наследственная т/у.

6. Никита Д.

6 лет 11 мес.

I ст. т/у.

приобретенная (лечение антибиотиками).

Таблица 2 Участники контрольной группы.

Фамилия, имя.

Полных лет.

1. Артём А.

7 лет.

2. Степан Ю.

6 лет 5мес.

3. Маша М.

6 лет 8мес.

4. Глаша Е.

6 лет 3 мес.

5. Вероника С.

7 лет.

6. Соня С.

6 лет 4 мес.

Из таблицы 1 видно, что состояние слуха детей различно. Присутствуют дети со значительным остатком слуха (Женя Щ., Никита Д.), а также — ребята с пограничным состоянием (Влада П, Варя П.). Трое детей воспитываются родителями с нарушениями слуха — Женя Щ., Влада П., Саша С., остальная половина детей имеют слышащих родителей.

Группа производит очень благоприятное впечатление. Почти все дети доброжелательны и достаточно быстро вступили в контакт. Сложности в общении были только с двумя детьми: Варей П. и Никитой Д., но после нескольких дней общения эти дети вошли в контакт.

Во время наблюдений за группой во время образовательной деятельности, можно отметить, что почти все дети хорошо работают на занятиях, активны; детям интересен процесс обучения. Варя П. и Никита Д. менее активны, постоянно отвлекаются.

Очень хочется отметить хорошую работу педагогов группы: все дети пользуются устной речью не только во время образовательной деятельности, но и в общении между собой.

В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи дошкольников с нормальным слухом и слабослышащих дошкольников с помощью следующих методик (адаптированная Методика обследования связной речи детей с ОНР Глухова В. П. 8]):

  • 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия);
  • 2. Составление предложений по трём картинкам, связанных по смыслу;
  • 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • 4. Составление рассказа-описания.

В ходе проведенного нами исследования были использованы такие методы как: анализ документации (медицинской и педагогической), наблюдение в процессе занятий и в повседневной жизни, беседа.

Методика изучения связной речи Методика 1.

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий

Детям предъявлялись картинки и задавался вопросинструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?» В случае отсутствия фразового ответа детям задавался еще одни, вспомогательный вопрос, указывающий на то, что изображено какое-то действие («Что делает мальчик / девочка?»).

При оценке ответов детей нами учитывались следующие критерии, представленные в таблице 3.

Таблица 3 Критерии оценки результатов.

Уровень выполнения.

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий.

Кол-во баллов.

удовлетворительный.

В ответе ребенка прослеживается грамматически правильно построенные фразы, соответствующие содержанию предъявленной картинки, и отображающие ее предметное содержание полно и точно.

5 баллов.

Средний.

В соответствующей предъявленной картинке по смыслу фразе имеется один из следующих недостатков:

  • а) недостаточная информативность;
  • б) ошибки употребления словоформ
  • (ошибки выбора нужной грамматической формы слова), которые нарушают связь слов в предложении;
  • в) ошибки в нормативном порядке слов в словосочетаниях;
  • г) присутствие длительных пауз для поиска нужного слова

4 балла.

Недостаточный.

Присутствие нескольких вышеуказанных недостатков информативности и лексико-грамматического оформления фразы.

3 балла.

Низкий.

Составление фразы ребенком только с помощью дополнительного вопроса. Неполное выполнение заданий.

2 балла.

Задание Выполнено неадекватно.

В ответе ребенка не прослеживается адекватный фразовый ответ даже с использованием дополнительного вопроса.

Фраза представляет собой перечисление изображенных предметов.

1 балл.

Методика 2.

Составление предложений по 3-м предметным картинкам, связанных по смыслу

Детям предлагалось назвать предъявленные картинки, после чего — составить фразу таким образом, чтобы в ней упоминалось о всех трех предметах (иголка, нитки, платье). Вспомогательный вопрос: «Что сделали из этих предметов?» .

Если ребенок составлял фразу с упоминанием только одной — двух картинок, инструкция повторялась с упоминанием о пропущенной картинке.

Схема оценки выполнения заданий на составление фразовых высказываний представлена в таблице 4.

Таблица 4 Критерии оценки результатов.

Уровень выполнени я.

Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам.

Оценка в баллах.

удовлетвори тельный.

Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста.

5 баллов.

Средний.

Имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации.

4 балла.

Недостаточный.

Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание.

3 балла.

Низкий.

Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания.

2 балла.

Задание Выполнено неадекватно.

Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их использованием не может.

1 балл.

Методика 3.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Картинки в необходимой последовательности распределялись перед ребенком, и отводилось некоторое время для их рассмотрения. Затем с помощью разбора предметного содержания каждой картинки, а также объяснения значения каких-либо деталей изображений, ребенок подготавливался к составлению рассказа. В ходе составления рассказа, в случае каких-либо затруднений, использовались наводящие вопросы, жестовое указание на нужную картинку или соответствующую ее деталь.

При оценке ответов детей нами учитывались следующие критерии, представленные в таблице 5.

Таблица 5Критерии оценки результатов.

Уровень выполнения задания.

Составление рассказа.

Кол-во баллов.

удовлетворит ельный.

Самостоятельное составление связного рассказа, полно и адекватно отображающего изображенный сюжет. Соблюдение последовательности передачи событий и связи между фрагментамиэпизодами. Рассказ грамматически правильно оформлен в соответствие с возрастом ребенка.

5 баллов.

средний.

Составление рассказа с небольшой помощью в виде стимулирующих вопросов, указаний на соответствующую картинку. Подробное отражение содержания картинок. Допускаются небольшие нарушения связности повествования; негрубые ошибки в построении фраз.

4 балла.

Недостаточный.

Составление рассказа с использованием наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушение связности повествования, наличие пропусков нескольких моментов действия, отдельных смысловых несоответствий.

3 балла.

низкий.

Составление рассказа с использованием наводящих вопросов, грубое нарушение связности текста, наличие пропуска существенных моментов действия и целых фрагментов, смысловых ошибок. Рассказ представляет собой простым перечислением действий, изображенных на картинках.

2 балла.

Задание не выполнено.

Задание не выполнено.

1 балл.

Методика 4.

Составление рассказа-описания

Детям предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, после чего рассказать о нем по конкретному вопросному плану: «Расскажи об этой игрушке: кто это; назови части тела; скажи, из чего игрушка сделана, во что одет мишка» .

Критерии оценки ответов детей представлены в таблице 6.

Критерии оценки результатов Таблица 6.

Уровень выполнения задания.

Критерии оценки.

Кол-во баллов.

удовлетворительный.

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

5 баллов.

Средний.

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

4 балла.

Недостаточный.

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2−3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

3 балла.

Низкий.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок.

2 балл.

не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Задание Выполнено неадекватно.

Задание не выполнено.

1 балл.

Для оценки общего уровня развития связной речи дошкольников с нарушениями слуха, по итогам выбранных нами методик нами была рассчитана общая система баллов .

Удовлетворительный уровень — 17 — 20 баллов; Средний уровень — 13−16 баллов; Недостаточный уровень — 10 — 12 баллов; Низкий уровень — 6 — 9 баллов;

Неадекватный уровень — 4−5 баллов.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

В результате изучения связной речи слабослышащих дошкольников нами было выявлено несколько уровней.

Результаты исследования связной речи экспериментальной группы представлены в таблице 7.

Таблица 7.

№ п/п.

Ф.И.

ребенка.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

(картинкидействия).

Составление предложени й по трём картинкам, связанным по смыслу.

Составлен ие рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказаописания.

Общи й балл.

Общий уровень выполне ния заданий.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

Женя Щ.

3 б.

недост.

2 б.

низк.

3 б.

недос.

4 б.

сред.

12 б.

недостат.

Алеша С.

3 б.

недост.

3 б.

недост.

2 б.

низк.

3 б.

недост.

11 б.

недостат.

Влада П.

2 б.

низк.

1 б.

неад.

2 б.

низк.

3 б.

недост.

8 б.

низкий.

Варя П.

2 б.

низк.

2 б.

низк.

1 б.

неад.

2 б.

низк.

7 б.

низкий.

Саша С .

2 б.

низк.

3 б.

недост.

3 б.

недос.

2 б.

низк.

10 б.

недостат.

Никита Д.

4 б.

сред.

3 б.

недост.

4 б.

сред.

4 б.

сред.

15 б.

средний.

Результаты исследования связной речи контрольной группы представлены в таблице 8.

Таблица 8.

№ п/п.

Ф.И.

ребенка.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

(картинкидействия).

Составление предложени й по трём картинкам, связанным по смыслу.

Составлен ие рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказаописания.

Общи й балл.

Общий уровень выполне ния заданий.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

Артём А.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

16 б.

средний.

Степан Ю.

5 б.

удовл.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

19 б.

удовл.

Маша М.

5 б.

удовл.

5 б.

удовл.

5 б.

удовл.

5 б.

удовл.

20 б.

удовл.

Глаша Е.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

5 б.

удовл.

19 б.

удовл.

Вероника С.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

16 б.

средний.

Соня С.

5 б.

удовл.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

4 б.

средн.

19 б.

средний.

Таким образом, из таблицы 7 видно, что 50% детей экспериментальной группы имеют недостаточный общий уровень выполнения заданий, два ребенка из шести — 33,3% имеют низкий общий уровень выполнения заданий, и один ребенок — 16,7% показал в ходе выполнения заданий средний общий уровень. Удовлетворительного, а также неадекватного общих уровней выполнения задания выявлено не было. Данные наглядно представим на рисунке 1.

Результаты исследования связной речи экспериментальной группы.

Рисунок 1.

Рисунок 1.

Следует отметить, что в ходе составления предложений по отдельным ситуационным картинкам, ни один ребенок не показал удовлетворительного и неадекватного уровней выполнения заданий. Двое детей выполнили данное задание на недостаточном уровне, в их ответах имелись различные недостатки построения предложений, которые в основном присутствовали в ответах не изолировано, а сочетались друг с другом, и заключались они в неправильно грамматически оформленных высказываниях, в бедности информативности, продолжительных паузах.

Один ребенок из шести справился с заданием на среднем уровне (Никита Д., I ст. т/у, приобретенная).

В ходе составления предложений по трём картинкам, связанным по смыслу дети показали чуть хуже результаты. Один ребенок не справился с заданием вообще, два ребенка показали низкий уровень, 3 ребенка — недостаточный уровень выполнения задания. При ответах детей отмечались пропуски картинок, неправильно построенные фразы.

В процессе составления рассказа по серии сюжетных картин один ребенок показал средний результат. В его рассказе присутствовали небольшие нарушения в связности повествования; негрубые ошибки впостроении фраз, но в целом рассказ имел отражение содержания картинок в нужной последовательности. Двое детей из шести показали недостаточный уровень, столько же детей выполнили задание на низком уровне. Связность их рассказа была резко нарушена, отмечались пропуски существенных моментов действия. Один ребенок не справился с заданием вообще.

В процессе составления рассказа-описания некоторые дети также затруднялись, Они не могли логично выстроить предложение, не соблюдали порядок слов в предложении. Им требовалась помощь, наводящие вопросы.

В целом, в ответах большинства детей отмечалось неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов; ограниченный запас слов общая смазанность, обедненность интонации; замедленный темп речи.

Из таблицы 8 видно, что 50% детей имеют средний общий уровень выполнения заданий и 50% детей имеют удовлетворительный уровень выполнения заданий. Данные наглядно представим на рисунке 2.

Результаты исследования связной речи контрольной группы.

На рисунке 3 представлены сравнительные данные выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп.

Рисунок 2 На рисунке 3 представлены сравнительные данные выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп.

В сравнении со слабослышащими детьми , дети с нормальным слухом выполняли задание на более высоком уровне.

Рисунок 3 В сравнении со слабослышащими детьми, дети с нормальным слухом выполняли задание на более высоком уровне.

Результаты проведенного обследования подтверждают данные, имеющиеся в литературе о том, что речь у дошкольников с нарушениями слуха отличается: изобилием речевых штампов, заученные предложения дети не могут ни сократить, ни распространить, ни перестроить, недостаточным умением отражать причинно-следственные отношения между событиями, узким восприятием действительности, нехваткой речевых средств, трудностями планирования монолога. В речи таких детей отражаются лексические трудности, проявляющиеся в отсутствии или же искажении употребительных слов, обозначающих название предметов, объектов, действий, их признаки. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, построении предложений. Речь изобилует фонетическими искажениями.

Кроме того, обследование подтвердило, что степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи.

По итогам обследования мы получаем представление о речевом развитии детей с нарушениями слуха, что служит отправной точкой для планирования коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, для преодоления недостатков и развития связной речи слабослышащих дошкольников необходимо проводить специальную коррекционную работу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой