Проблема оценки качества обучения в современной школе
Контрольно-оценочная политика, выстроенная в соответствии с этими принципами, предполагает учет существующей нормативно-правовой базы школьного образования. Стали реальностью «Государственный образовательный стандарт» (2004 г.), «Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (2004 г… Читать ещё >
Проблема оценки качества обучения в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема оценки качества образовательных достижений учащихся сегодня актуальна как никогда и должна быть рассмотрена не только в содержательно-дидактическом аспекте, но и с точки зрения стратегии развития образования.
Складывающаяся в настоящее время в России общая система оценки качества образования — одна из эффективных социальных стратегий. Она призвана обеспечить основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых граждан, а также выявить факторы, влияющие на образовательные результаты.
Реализация этой стратегии выглядит на практике как ряд системных преобразований:
- — выбор подхода к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса;
- — включение общественных институтов в оценку качества работы, как образовательных учреждений, так и педагогов;
- — принципиальное изменение структурных компонентов готовности выпускника школы к дальнейшей жизнедеятельности (информированность, грамотность, компетентность);
- — включение России в различные системы международного тестирования;
- — построение непрерывной четырехступенчатой системы аттестации выпускников;
- — профессиональная разработка контрольных измерительных материалов: КИМы для начальной школы, ЕГЭ, новая форма итоговой аттестации в 9-м классе и др.;
- — мониторинг образовательных достижений при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
- — развитие государственной аттестационной службы, инфраструктуры оценки качества готовности выпускников, независимой от органов управления образованием и учреждений, предоставляющих образовательные услуги;
- — использование средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в процедурах аттестации и оценки качества образовательных достижений учащихся и выпускников.
Осуществляющиеся и намечаемые изменения образовательных нормативов и процедур аттестации диктуют необходимость выстроить эффективную контрольно-оценочную политику «по вертикали»: на уровне школы — муниципалитета — субъекта РФ — государства.
На наш взгляд, основными составляющими такой политики могут быть:
- — переход от внешнего оценивания посредством традиционной школьной отметки к технологии содержательной оценки и самооценки учебных достижений и предъявления их социуму;
- — системное изменение инструментария контроля и оценки качества образовательных достижений учащихся: использование КИМов, различных форм тестирования, ИКТ-технологий;
- — приведение в соответствие с мировой практикой системы количественного оценивания (рейтинговые шкалы, комбинированная и накопительная системы оценивания по нескольким уровням, статистические методы определения объективных результатов и т. д.);
- — изменение шкалы, показателей и типа оценивания: от информационной шкалы оценивания «правильно — неправильно» к шкале продуктивности знания «действенно — недейственно», «эффективно — неэффективно»; от формальных показателей «ошибочности» знаний к показателям динамики учебных достижений и социальной значимости образовательной услуги (удовлетворенность образованием, отношение к школе и т. д.). педагогический мониторинг образование диагностика
Контрольно-оценочная политика, выстроенная в соответствии с этими принципами, предполагает учет существующей нормативно-правовой базы школьного образования. Стали реальностью «Государственный образовательный стандарт» (2004 г.), «Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (2004 г.), «Примерные программы общего образования» (2004 г.). Вместе с тем продолжает действовать система рекомендаций, методических писем бывших Министерств образования по контролю и оцениванию образовательных достижений учащихся, некоторым из которых не менее 30 лет, но которыми, за неимением иных, педагоги и администраторы вынуждены пользоваться до сих пор. В частности, в явное противоречие вошли между собой «Государственный образовательный стандарт» 2004 г. и действующее Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 1561/14−15 от 19.11.1998 г. «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе».
Так, согласно концепции государственных образовательных стандартов результаты современного образования включают в себя предметные знания и умения, опыт практической деятельности; общеучебные умения, навыки и способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; ключевые компетенции школьников.
В то же время в действующих рекомендациях по оцениванию предлагаются виды и формы контроля только предметных результатов. Очевидно, что построение измерения результатов обучения лишь по элементам содержания приводит к доминированию репродуктивной составляющей, при этом даже на уровне ЗУНов наблюдается явное несовпадение предметного содержания образования 1998 и 2004 гг. Иногда эти различия концептуальны (например, в области преподавания русского языка, физической культуры с 1-го по 11-й классы, литературного чтения и окружающего мира в начальной школе и пр.).
Действующий в настоящее время образовательный стандарт рассматривается при организации образовательного процесса как системообразующий и определяющий документ. На государственном уровне задаются цели и стандартизированные требования, образовательные ориентиры, но, к сожалению, в стандарте отсутствует система контроля и оценки, не предлагаются нормативы и условия, гарантирующие реализацию образовательных услуг. Именно этим объясняется вынужденное обращение педагогов к устаревшим по всем параметрам методическим письмам по контролю и оцениванию.
Таким образом, педагоги нуждаются в разработанных на основе образовательного стандарта:
- — технологиях оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
- — качественных контрольно-измерительных материалах для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
- — технологиях разноуровневого контроля и оценки;
- — измерителях и обоснованных пропорциях всех компонентов структуры образовательных достижений: информированности, функциональной грамотности, предметных и общеучебных компетентностей;
- — образцах измерителей достижения отдельных требований стандарта;
- — положении о рекламации на качество образования и (или) несоответствии качества образования установленным требованиям.
Оценка результатов качества обучения учащихся должна стать обязательным условием реализации системы требований государственных стандартов, которые необходимо конкретизировать, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ), но и другим участникам образовательного процесса — детям и родителям .