Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у детей с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце данного этапа у детей с общим недоразвитием речи развивались речевой слух, речевая активность, внимание и память. Во время логопедической работы дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например, игра «Хлопни», «Хлопни-Топни», где дети хлопали и топали на заданный звук. Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации… Читать ещё >

Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у детей с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

фонетический недоразвитие речь произношение Стоит ли начинать беспокоиться и соответствует ли разговорный уровень ребёнка дошкольного возраста возрастным нормам, могут правильно определить только специалисты по патологии речи. Причины затухания речевого прогресса детей раннего возраста. Малыш взрослеет и начинает говорить первые несложные слова. Родителей это сильно радует, они гордятся такими успехами и охотно демонстрируют умение маленького человечка всем родственникам. Проходит немного времени, ребёнок овладевает прямохождением, а мамы уже спешат к специалистам, требуя консультации логопеда.

Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что малыш вдруг перестал говорить, речь его больше не развивается. Это мнение ошибочное, детские психологи и логопеды объясняют причину такой видимой задержки тем, что развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста носит волнообразный характер. С возникновением новых навыков, таких как прямохождение, осознанное манипулирование предметами, создаётся видимость затухания уже приобретённых. На самом деле речь ребёнка продолжает активно развиваться, накапливая пассивный словарь и способствуя развитию интеллектуальных функций.

Задача родителей на этом этапе — продолжать активное коммуникативное воздействие на ребёнка, больше читать, рассказывать небольшие сказки, заучивать короткие стихотворения. Со временем речевая активность ребёнка возобновится, и он будет накапливать коммуникативные умения рекордными темпами.

Характеристика речевых проблем дошкольника. Беспокойство должны вызывать так называемые всесторонние нарушения речи, диагностируются которые зачастую к трём годам. Специалисты выделяют ряд специфических нарушений, которые указывают на серьёзные проблемы у дошкольника.

Первым и наиболее распространённым считают запоздалое начало речи в целом: первые элементарные слова появляются в словаре к трём-четырём годам, иногда даже к пяти.

Явное выделение аграмматизмов в рассуждениях малыша и несовершенство структуры высказываний специалисты выделяют как второе проявление нарушений.

Третье, что может и должно насторожить взрослых, — это неспособность выразить свои мысли при правильном понимании обращённого к нему сообщения.

И последним, четвёртым признаком, может быть малопонятность и невнятность разговорной речи дошкольника. Наличие таких патологий даёт возможность предположить общее недоразвитие речи у малыша, однако окончательный диагноз сможет установить только учитель-логопед.

Определить имеющиеся отклонения в развитии ребёнка без участия логопеда или детского психолога сложно, так как родители, не имеющие специального образования, рискуют ошибиться в своих предположениях. Коммуникативность дошкольника, имеющего сложные речевые патологии, развита гораздо хуже, чем у малышей, речь которых развивается в норме, или у тех, кто имеет ОНР 3 уровень.

Характеристика нарушений у таких деток весьма многогранна: имеют место такие патологии, как искажение произношения, нарушение структуры слогов (практически всегда в сторону её уменьшения). Развитие речи ребёнка с общим недоразвитием 3 уровня заметно выше. У этих дошкольников сформированна развернутая фразовая речь, однако, при этом ярко выражены элементы недоразвития. Коммуникация у таких малышей затруднена вследствие непонимания их окружающими. Свободно разговаривают они только в обществе тех людей, которые смогут конкретизировать и объяснить сказанное ими.

На сегодняшний день ОНР 2−3 уровня считаются самыми распространенной речевой патологией. В силу ряда причин официально зафиксированное количество таких патологий с каждым годом растёт.

Специфика речи детей с ОНР. Самостоятельно диагностировать отставание сформированности коммуникативной функции специалисты не рекомендуют. Несмотря на наличие общих признаков, у каждого малыша своя индивидуальная специфика и причина нарушения. Задержка развития речи ребёнка дошкольного возраста относится к сложным нарушениям, это подтвердит каждый логопед. ОНР 3 уровня характеризуется видимыми сбоями в системе общения: нарушениями лексики и грамматики, фонетики. При этом малыш активно пытается использовать предложения различной степени сложности: сложносочинённые, сложноподчинённые, простые распространённые.

Сама составляющая может сохраняться, но зачастую нарушена вследствие пропуска или перестановки структурных компонентов. В словаре дошкольника начинают появляться двусложные или трёхсложные слова, которые малышу нравится использовать, он употребляет их с удовольствием, старательно проговаривает.

Грамматический строй речи носит явный незавершённый характер, при этом ошибки могут быть непостоянными. Одну и ту же фразу или предложение дошкольник может произнести как с нарушениями, так и в следующий раз правильно.

Лексические несовершенства также легко фиксируются, несмотря на видимый количественный рост словарного запаса. Малыш не затрудняет себя произнесением сложных слов. Например, вместо того, чтобы сказать «велосипедист», ребёнок скажет «дядя едет». Нередки в речи такого дошкольника и замены названия целого предмета словами, обозначающими его отдельные части, и, наоборот, в зависимости от того, что легче произнести. Если он затрудняется сказать сложное слово, то также может заменить его названием вида, и, наоборот: вместо «воробей» малыш произнесет «птичка», вместо «деревья» может сказать «ёлка». Нередко в своей речи дети с ОНР 3 уровня допускают взаимное замещение признаков, например: высокий, широкий — это «большой», короткий — «маленький». Объявление скрыто. Особенности уровня развития связной речи Особенное внимание детские специалисты уделяют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, как монологической, так и диалогической. В начальной школе педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой неумения школьника связно построить свой ответ, сформулировать самостоятельно высказывание.

В настоящее время всё большее количество детей, поступающих в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала. Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводят в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма.

Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Дети с недоразвитием фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с общим недоразвитием речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия.

Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она достаточно гибкая и податлива для исправления. Для того чтобы не допустить описанных выше нарушений у детей с ОНР необходимо проводить тщательную коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематических процессов. Методика обследования поделена на три этапа.

I этап: Обследование фонематического слуха.

II этап: Обследование фонематического восприятия.

III этап: Исследование фонематических представлений.

На I этапе дети лучше всего справлялись с заданиями по исследова-нию фонематического слуха, где надо было отраженно повторить за логопедом пары звуков, слоги и слова. У троих из девяти возникли сложности с выполнением задания. Самостоятельно они не справлялись, задание выполнялось правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука.

II этап обследования был направлен на исследование фонематического восприятия. На этом этапе дети допустили больше всего ошибок. Визуальная подсказка облегчала задание детям но, несмотря на это, дети допускали много ошибок. Причина ошибок проблемы со звуками в звукопроизношение.

На III этапе исследовалось фонематическое представление. К заданию в устной форме, прилагалась зрительная опора. Недоразвитие фонематических процессов и с бедный словарный запас отразились на результате выполнения задания. После проведенного тщательного исследования можно сделать вывод, что развитие фонематических процессов, у большинства детей с ОНР, нарушено. Полученные данные свидетельствуют о том, что ни один из диагностируемых дошкольников не достиг в выполнении задания высокого уровня.

У трех человек низкий уровень развития фонематических процессов, они допускали много ошибок на протяжении всех этапов обследования. Они ошибались, были невнимательными, часто отвлекались, даже при помощи логопеда не могли выполнить заданий. Остальные шесть дошкольников допустили много ошибок на втором и третьем этапе, где необходимо было определить местоположения звука, последовательность звуков в слове. В соответствии с результатами, полученными на обследовании, выделили и реализовали три этапа формирующей работы.

Первый этап, был направлен на умение переключать слуховое внимание, определять направление звука, дифференцировать неречевые звуки.

Для этого были использованы специальные задания и музыкально-игровые упражнения направленные на развитие внимания и памяти. Занятия включали в себя подробное объяснение каждого упражнения, для того чтобы ребенок мог лучше усвоить данное занятие. Создание игровых ситуаций при выполнении упражнений вызывало интерес к занятиям, стимулировало активность детей. На первых порах у детей возникали трудности, связанные с точным выполнением заданий. Дошкольники были невнимательны, задание выполнялось неправильно. В этих случаях задание вновь объяснялось. Методические действия были направлены на контроль правильности выполнения каждого задания.

В конце данного этапа у детей с общим недоразвитием речи развивались речевой слух, речевая активность, внимание и память. Во время логопедической работы дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например, игра «Хлопни», «Хлопни-Топни», где дети хлопали и топали на заданный звук. Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем. В ходе занятий активно использовался метод беседы. Во время игр задавались вопросы, использовался наглядный материал, дети охотно отвечали. Выполнение заданий облегчала четкая постановка цели перед детьми. Частые ошибки допускались при различии слов, близких по своему звуковому составу, а так же при дифференцировании слога.

В этих случаях повторялось задание, приводились примеры.

Второй этап был направлен на развитие фонематического восприятия. Дети развивали навыки звукового анализа и синтеза. Дети учились различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Научились объединять звуки в слоги, слоги в слова После проведенной формирующей работы, хочется отметить, что каждый этап коррекционно-логопедической работе важен, в формировании фонематических процессов. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком либо этапе, необходимо его повторить. Так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны. Игры на развитие фонематических процессов хорошо повлияли на динамику развития детей в целом. Однако не стоит забывать, что общие недоразвитие речи — это, нарушение формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Поэтому предложенные игры можно включать в область таких занятий как, развитие грамматики, лексики или как физминутка на занятиях по коммуникации.

Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи.

  • 1. Разнообразные нарушения произношения:
    • — различные замены одних звуков другими;
    • — искажённое произношение звуков (сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком);
    • — отсутствие звука в речи;

Такие ошибки имеют различное значение для речевой коммуникации. Одни из них не влияют на смысл высказывания (искажения звуков), другие ведут к смешению фонем, их неразличению. В данном случае может нарушаться смысл высказывания.

  • 2. Нарушение фонематического восприятия, анализа, синтеза:
    • — нечёткое различение звуков в чужой и своей речи (часто свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих, Р и Л);
    • — невозможность осуществить простые формы фонематического анализа и синтеза слов;
    • — трудности при фонематическом анализе речи.
  • 3. Общая смазанность, недостаточная выразительность речи.
  • 4. Нарушения письменной речи у школьников (дислексия и дисграфия)

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи можно выделить несколько состояний:

  • — с трудом различаются и выделяются при анализе только нарушенные в произношении звуки, в остальном анализ слова осуществляется верно (лёгкая степень выраженности ОНР);
  • — проблемы с различением большого количества звуков из нескольких фонетических групп, причём артикуляция этих звуков сформирована в устной речи. Фонематический анализ страдает сильнее;
  • — глубокое фонематическое недоразвитие. Ребёнок не может выделить звуки в слове, не способен различать отношения между фонемами, не способен определить последовательность звуков.

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ОНР у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень.

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ОНР выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ОНР являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ОНР начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ОНР начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т] и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([тґ] вместо [сґ], [ч], [ш]).

Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ОНР обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.

После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций.

Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:

  • · замена;
  • · смешение;
  • · искажение;
  • · отсутствие звуков;
  • · трудности с различением оппозиционных фонем;
  • · невозможность воспроизведения слов различного слогового состава.

Особое внимание при ОНР врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ОНР диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.

Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ОНР.

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5−6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ОНР включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

  • · артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
  • · этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
  • · формирование звукового анализа и синтеза;
  • · обогащение словаря;
  • · развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
  • · развитие связной речи;
  • · овладение элементарными навыками чтения и письма;
  • · развитие психологических предпосылок к обучению.

Во время занятий по коррекции ОНР применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ОНР должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.

Ранняя диагностика детей с ОНР и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ОНР должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ОНР у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • · проводить диагностику перинатальной патологии плода;
  • · следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
  • · улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
  • · следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.

У детей с ОНР часто имеется зависимость между количеством дефектных звуков и уровнем фонематического недоразвития. То есть, чем большее число звуков ребёнок не способен правильно произнести, тем хуже фонематическое восприятие. Но это не всегда так.

Бывают случаи, когда ребёнок не произносит всего пару звуков, а фонематическое восприятие нарушено очень грубо, часто такое бывает после неправильно проведённой логопедической работы, которая только маскирует проблемы произношения.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

Оптимальным вариантом коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников является посещение логопедической группы для детей с ОНР. Дошкольники с таким нарушением зачисляются в такую группу сроком на 1 учебный год и этого времени обычно вполне достаточно, чтобы скорректировать и звукопроизношение и фонематический слух и качественно подготовить ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе.

В программу групп для детей с ОНР обязательно включена подготовка к обучению грамоте, которая осуществляется логопедом.

К сожалению, не во всех областных центрах, не говоря уж о более мелких населённых пунктах, есть такие группы. В таких случаях коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может осуществляться логопедом на логопункте детского сада или логопедом в детской поликлинике, но качество логопедической работы при этом может страдать, так как не всегда есть возможность обеспечить комплексный подход и меньше времени отводится на коррекционную работу.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обязательно скорректировать до поступления ребёнка в школу. Если ОНР остается в школьном возрасте, то оно обязательно приводит к нарушениям чтения и письма. Дислексия и дисграфия школьнику с подобными проблемами обеспечены, а это, в свою очередь, приводит к общим проблемам с учебой.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников осуществляется на школьных логопунктах. Недостатки фонематического слуха и произношения, как правило, сочетаются с нарушениями чтения и письма.

Система работы по обучению детей с ОНР на школьном логопункте включает постановку неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие фонематического анализа и синтеза, коррекцию нарушений чтения и письма [11].

На коррекцию звукопроизношения школьному логопеду отводится только первое полугодие первого класса, этого не всегда оказывается достаточно. Речевые проблемы лучше решить до поступления ребёнка в школу.

Коррекцию ОНР оптимально начать в 5 лет и тогда у вашего ребёнка не будет логопедических проблем в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой