Технологии освоения универсальных учебных действий, необходимых для реализации деятельностного подхода
Следует отметить так же, что второй и третий варианты могут быть неоднозначны в плане достижения вытекающих из ФГОС планируемых достижений: доводимые до школьников цели деятельности могут ограничиваться только знаниями (этого недостаточно), а могут включать и умения (это более продуктивный вариант). В настящее время учителя не всегда подводят школьников к цели урока, ограничиваясь только… Читать ещё >
Технологии освоения универсальных учебных действий, необходимых для реализации деятельностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для реализации деятельностного подхода (метода) урок включает определенные УУД. Речь идет в первую очередь о регулятивных УУД — целеполагании, планировании, оценке.
Целеполагание (подведение школьников к целям урока).
Любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в ФГОС названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Следует иметь в виду также, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой — способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям.
В настящее время учителя не всегда подводят школьников к цели урока, ограничиваясь только сообщением темы урока. Изучение этой темы как бы и считалось целью урока. Все многообразие возможных вариантов подведения школьников к цели их деятельности на уроке можно свести к трем основным:
Вариант первый — школьников подводят только к теме урока, изучение этой темы как бы и считается целью урока. Это делается по-разному. В одних случаях детям просто сообщается тема урока, в других — тема записывается на доске, в третьих — тема выводится детьми путем разгадывания кроссворда, в результате чего появляется ключевое слово, обозначающее тему урока и т. п.
Вариант второй — цель деятельности доводится до школьников. Это тоже может быть сделано разными способами.
- 1. Цель урока или отдельного его этапа сообщается учителем. При изучении темы «Военное искусство. Ни разу не побежденные А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков» учитель говорит: «Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с личностью А. В. Суворова, узнать о его заслугах»[1].
- 2. Ученики узнают цель урока из текста учебника. Например, текст одного из уроков в учебнике-тетради (тема «Раньше и позже», 1 класс, «Школа 2100») начинается словами «Мы научились называть предметы, т. е. отвечать на вопросы „Кто?“ и „Что?“. Теперь давай научимся отвечать на вопрос „Когда?“». Деятельность учителя по подведению школьников к цели обучения в этом случае облегчается. К сожалению, примеров такой организации текстов учебников немного.
Вариант третий — привлечение учащихся к определению цели урока. И здесь также возможны разные случаи.
1. В начале урока, после объявления темы (например, «Природная зона тундра») учитель спрашивает детей:
«Что вам известно об этой природной зоне?» (Дети называют.).
«Что бы вы хотели еще узнать об этой природной зоне, на какие вопросы хотели бы получить ответ?» (Дети называют.).
Учитель называет цель урока: «Давайте ответим на заданные вами вопросы, кроме этого мы узнаем… и научимся…».
2. Цель урока выводится из проблемной ситуации. Здесь цель урока заключается в поиске ответа на проблемный вопрос. Так подводят школьников к учебной цели в учебниках по «Школе 2100». Приведем пример из учебника для IV класса.
Лена: Клетки нашего тела такие нежные! Внутри тела они, наверное, хорошо себя чувствуют. А каково же приходится тем, которые снаружи?!
Миша: Как раз на самой поверхности тела клеткам ничего не страшно: ведь они мертвые.
- — На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена, и о чем ей рассказал Миша?)
- — Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским.
В данном случае, целью урока (или отдельной его части) является поиск ответа на данный вопрос. К подведению к цели урока ведет текст учебника, школьники включаются в этот процесс.
3. Цель урока входит в структуру учебной задачи. Решение учебной задачи, как известно, есть совместная деятельность учителя и ученика. Этот вариант целеполагания присущ «Окружающему миру» в УМК Л. Г. Петерсон, развивающей системе Эльконина — Давыдова. Во втором случае, после того как дети продемонстрируют владение старым способом действий, перед ними ставится такая задача, которую невозможно решить старым способом. В результате перед детьми появляется цель: поиск нового способа решения задачи.
Обратим внимание: в ФГОС целеполагание предлагается реализовать на уровне «принятия и сохранения цели», а это значит, что цель урока выводится не школьниками, а учителем, школьники только «принимают и сохраняют цели». На практике же стало «модной» организация урока таким образом, чтобы цель выводилась самими школьниками. Порой на это тратится очень много времени, вместо того, чтобы работать над «планируемыми результатами». Не могут младшие школьники самостоятельно адекватно определить цели урока, это прерогатива учителя. Можно лишь привлекать школьников к определению цели. Не случайно соответствующий этап урока назван нами «подведение школьников к цели урока», а не «определение цели урока школьниками», в некоторых вариантах это называется еще проще — «ознакомление школьников с целью урока».
Следует отметить так же, что второй и третий варианты могут быть неоднозначны в плане достижения вытекающих из ФГОС планируемых достижений: доводимые до школьников цели деятельности могут ограничиваться только знаниями (этого недостаточно), а могут включать и умения (это более продуктивный вариант).
Формирование и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Для этого данная компетенция включается в программу формирования УУД. В этой программе отражается усложнение формирования соответствующих умений по годам обучения.
Приводим вариант развития этого УУД на разных этапах обучения (на примере Образовательной системы «Школа 2100»):
I класс — принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
II класс — определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
III—IV классы — учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем.
- [1] См.: Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. Поурочные разработкипо курсу «Окружающий мир»: 1 класс. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ВАКО, 2011.