Введение.
Применение проектного метода в учебном процессе как средства развития личности ребенка
Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе…" Конышева Н. М. Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования).- М., 1999. С. 56.. Все вышесказанное позволяет высказать предположение, которое в дальнейшем мы с помощью примеров попробуем доказать, что применение проектного метода на уроках… Читать ещё >
Введение. Применение проектного метода в учебном процессе как средства развития личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня очевидна необходимость изменения качества образования. Если раньше достаточно было освоить накопленные человечеством знания, то в новых условиях информационного общества необходимы новые подходы, приемы, средства. Это определяет появление в образовании новых технологий.
Метод проектов — это технология, которая способствует и развитию личности, и ее обучению, именно, ответственности, самостоятельности в решении поставленной задачи, любознательности, творческого потенциала, сотрудничества и взаимодействия.
Работа по методу проекта — это высокий уровень сложности педагогической деятельности. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения предметного материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов учащихся. У них постепенно формируются исследовательские навыки.
Сегодня метод проектов является интегральной технологией. Учителя, которые освоили метод проектов, почувствовали его возможности, активно применяют его на уроках технологии. Но почему-то данный метод с большими трудностями внедряется в практику обучения в школе на уроках технологии.
Беседы с учителями технологии школ города показывают, что существуют трудности, которые мешают внедрению и развитию метода творческих проектов. Это:
- · неуверенность в своих силах, связанная с недостатком знаний в данной области;
- · отсутствие опыта исследовательской работы;
- · трудности с выбором направления проектирования и объекта труда и осмысления самого хода проектирования;
- · недостаток учебного времени, которое отводится на выполнение творческого проекта;
- · невозможность осуществить руководство сразу несколькими проектами.
Но, на наш взгляд, одной из основных причин внедрения проектного метода — это недостаток знаний о методе проектов и отсутствие примера работы коллег, использующих в педагогической деятельности данной технологии. Изучение и анализ опыта работы учителей технологии, применяющих метод проектов, показывает, что учить детей проектной деятельности необходимо уже в начальных классах.
Беседы с учителями технологии среднего звена указывают на неподготовленность учащихся начальных классов к творческой проектной деятельности. Проблема исследования состоит, на наш взгляд, в применении на уроках трудового обучения в начальных классах заданий творческого характера и недостаточная компетентность учителей в этом вопросе. Ведь реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Если раньше он был носителем готовой информации, то теперь превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности своих учеников.
Мы полностью согласны с автором новой программы по трудовому обучению для начальных классов «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)» Конышевой Н. М. в том, что традиционно построенный урок труда, как урок ремесленной практики, сегодня действительно не имеет смысла. Овладение различными видами конструирования и правильная организация уроков подготовит учащихся начальных классов к работе над творческим проектом по технологии в среднем звене.
«Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе…» Конышева Н. М. Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования).- М., 1999. С. 56. .
Цель исследования — познакомить с тремя видами учебного конструирования и показать на практике роль тех заданий, которые способствуют подготовке учащихся начальных классов к выполнению творческих проектов в среднем звене.
Наметим конкретные задачи, которые определяют содержание и структуру нашего исследования. Это:
- 1. Анализ теории и практики применения проектного метода на уроках технологии.
- 2. Определение значимости различных видов учебного конструирования на уроках трудового обучения в начальных классах.
- 3. Моделирование учебных занятий с целью выполнения творческих заданий.
- 4. Выработка методических рекомендаций по организации занятий.
Объект исследования — организация учебного процесса, ориентированного на выполнение творческих заданий по конструированию на уроках трудового обучения в начальных классах.
Предмет исследования — задания разного типа, применяемых на уроках трудового обучения в начальных классах, способствующие подготовке к выполнению творческих проектов.
Все вышесказанное позволяет высказать предположение, которое в дальнейшем мы с помощью примеров попробуем доказать, что применение проектного метода на уроках технологии в 5−8 классах будет проходить эффективнее, если:
- · в начальных классах под руководством учителя дети освоят три вида учебного конструирования;
- · в практику своей педагогической деятельности учителя начальных классов на уроках трудового обучения будут включать задания творческого типа.
Методы исследования:
- 1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, периодических изданий с целью изучения опыта работы учителей технологии, применяющих метод проектов.
- 2. Анализ программного обеспечения по трудовому обеспечению в начальных классах и среднем звене.
- 3. Беседа с учителями технологии школ города о выполнении учащимися творческих проектов.
- 4. Моделирование уроков трудового обучения в начальных классах с целью выработки методических рекомендаций по выполнению творческих проектов.