Ригидный/гибкий познавательный контроль
В основе данного когнитивного стиля лежат механизмы эффекта интерференции. Фактически, причиной интерференции является интегрированность в структуре индивидуального опыта двух типов кодов: знаково-словесного и чувственно-цветового. Следовательно, показателем данного когнитивного стиля является способность «выражать свой опыт в словах». Диагностикой, определяющей уровень проявления стиля может… Читать ещё >
Ригидный/гибкий познавательный контроль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе данного когнитивного стиля лежат механизмы эффекта интерференции. Фактически, причиной интерференции является интегрированность в структуре индивидуального опыта двух типов кодов: знаково-словесного и чувственно-цветового. Следовательно, показателем данного когнитивного стиля является способность «выражать свой опыт в словах». Диагностикой, определяющей уровень проявления стиля может служить составление рассказа об интересных событиях. Люди с низким показателем проявления стиля описывают факты, реально имеющие место в определенном промежутке времени, конкретные объекты и конкретных людей. Низкий показатель свидетельствует об относительно высокой координации словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта. Испытуемые с высоким показателем описывали более абстрактные, «предполагаемые», лично сконструированные ситуации, что свидетельствует об относительной дискоординации этих двух форм опыта данных людей. Так, например, при описании путешествия, испытуемые первой группы описывали конкретные события, а испытуемые второй группы — свои субъективные путевые впечатления. Как подчеркивает М. А. Холодная, эти люди отличались также по характеру жестикуляции. Лица первой группы сопровождали свой монолог преимущественно жестами, направленными от тела, а лица второй группы — жестами к телу.
Таким образом, когнитивный стиль ригидность — гибкость познавательного контроля предполагает интеграцию словесно-речевого и сенсорно-перцептивного способов кодирования информации, сформированность понятийных структур, а также участие в процессах переработки информации непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля.
Фокусирующий /сканирующий контроль
Данный когнитивный стиль характеризует особенности концентрации и распределения внимания при восприятии происходящего. Полюс сканирующего контроля (или широты сканирования) предполагает готовность сосредоточиться на релевантном элементе воспринимаемой ситуации. Полюс фокусирующего контроля (или узость сканирования) отличает более «легкомысленная» форма осмотра ситуации: человек фокусирует внимание на бросающихся в глаза, однако нерелевантных элементах ситуации, при этом он игнорирует значительную часть информационного поля. «…Чем в большей мере внимание будет направлено на объект, тем в большей степени на субъекта будут иметь влияние силовые характеристики поля, индуцированные структурой соответствующего объекта» [Holzman, 1966]. Иными словами, такой тип интеллектуального поведения способствует максимальной объективации познавательного отражения. В целом, этот когнитивный стиль «…определяет качество контакта с реальностью, в котором сосредоточенное и напряженное внимание результируется в яркости опыта и широком пространстве осведомленности» [Holzman, 1966].
Анализируя природу данного стиля, Р. Гарднер отмечал возможность объяснить различия по данному когнитивному стилю в терминах гипотезы центрации Ж. Пиаже. Суть гипотезы заключается в следующем: элемент, на который направлено внимание, систематически переоценивается. «Перцептивное пространство, таким образом, не является однородным, а в каждое мгновение имеет определенный центр, и зона центрации соответствует пространственному расширению» [Пиаже, 1969].
Таким образом, лица с широким сканированием лучше контролируют свои аффективные состояния в актах познания. Они при сортировке эмоциогенного и нейтрального материала фиксируют большее число объективных деталей, и в меньшей степени принимают во внимание свои эмоциональные впечатления. Иными словами, когнитивный стиль — фокусирующий/сканирующий контроль, в первую очередь, связан со сформированностью такого компонента метакогнитивного опыта, как непроизвольный интеллектуальный контроль (в виде характеристик распределения и селективности внимания).