Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания
Педагогические высказывания В. Г. Белинского содержатся в «Рассуждении о воспитании», «Основаниях грамматики русского языка», в более пятидесяти рецензиях на детские книги, а также во многих критических статьях. Литературный критик называл воспитание великим делом, так как «им решается участь человека». Он жёстко критиковал распространённое воспитание своего времени — безрассудное потакание… Читать ещё >
Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
А.И.Герцен и В. Г. Белинский были создателями русской революционно-демократической педагогики в 40-е годы ХIХ века. Герцен — Указывая на колоссальные возможности воспитания, он обращал внимание на имеющиеся у ребёнка способности к тому или иному виду деятельности, на то новое, что зарождается и проявляется в его личности на каждом возрастном этапе. Он совершенно верно определил наличие у детей глубоких душевных переживаний, волевых усилий, проявляющихся к младшему школьному возрасту. У малышей, справедливо считал он, рано возникает потребность в общении, стремление к подражанию, формируется чувство собственного достоинства, и они намного сообразительнее, пытливее, нежели принято о них думать.
Педагогические высказывания В. Г. Белинского содержатся в «Рассуждении о воспитании», «Основаниях грамматики русского языка», в более пятидесяти рецензиях на детские книги, а также во многих критических статьях. Литературный критик называл воспитание великим делом, так как «им решается участь человека». Он жёстко критиковал распространённое воспитание своего времени — безрассудное потакание «нежно любящими» родителями-аристократами своим избалованным детям, погоню за «светским» поверхностным образованием, сословное воспитание и отстаивал идеал культурного, высоконравственного человека, который ставит общественные интересы выше своих, эгоистических.
А.И.Герцен разработал своеобразную теорию нравственности. В классовом обществе может существовать только чисто условная, ложная нравственность, считал он. Она передаётся от старшего поколения к младшему как божественное откровение и направлена на то, чтобы уничтожить личность, сделать из неё безликий тип, человека, лишённого страстей.
Взгляды А. И. Герцена и В. Г. Белинского на воспитание детей во многом сопоставимы, да и во многом современны. Проблема личности, её формирования постоянно находилась в центре их пристального внимания. Для них обоих характерна вера в человеческий разум, возможность воспитания сильного человека-борца за лучшую жизнь, с твёрдыми убеждениями, знающего и умеющего ценить родную литературу, историю, искусство и науку, человека любящего и деятельного на благо России.
Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система революционно — демократических взглядов по вопросам народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно-политической направленности и научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему воспитания и обучения. Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.