Ростки нового.
Может ли российское образование стать местом встречи личности и общества
Нельзя сказать, что в России не было профессиональных сообществ. Напротив, в начале нашего столетия они появились, и как показывает В. Г. Горохов, оказывали большое влияние на развитие жизни страны. Но, начиная с конца 20-х годов, большевики закрывают такие общества и союзы, очевидно, как несовместимые с новыми идеологически ориентированными органами управления образованием и промышленностью… Читать ещё >
Ростки нового. Может ли российское образование стать местом встречи личности и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Можно, конечно, и нужно обсуждать в школе проблемы российского общества, и вообще и конкретно на анализе кейсов (случаев из жизни, художественных произведений и прочее). Но главное все же не в этом. Сегодня, образовывает не только и не столько школа, сколько семья, улица (реальная жизнь), СМИ, Интернет. Скажем, в Интернете уж точно обсуждаются проблемы российского общества, и учащиеся с ними знакомятся. Школьная информация и анализ российского общества не должны расходиться с тем, что учащийся получает и узнает вне школы. И не только. Они должны помогать ориентироваться в море противоречивых публичных сведений и представлений, касающихся общества, способствовать выработке критического отношения к социальной жизни. Последнее особенно необходимо в силу очередного противостояния власти и рядовых россиян, очередных попыток идеологизировать образование.
Не состоится встреча личности и образования, если в школу не придет новое поколение педагогов, понимающее, что происходит, и заинтересованное в будущем России. Здесь большую роль должны сыграть профессиональные педагогические сообщества. Примером последних является быстро складывающееся тьюторское сообщество российских педагогов. Анализ его программ и действий показывает, что подобный профессиональный союз позволяет консолидировать тьюторов, работающих в разных городах страны, адаптирует тьюторство в плане педагогики и других социальных институтов, дает возможность обсуждать задачи тьюторства и методы их решения. Важно, что число обсуждаемых задач тьюторства входят, например, такие, как способствование развитию горизонтальных социальных связей, ответственности личности перед собой и страной, сопровождение и помощь индивидуальному развитию и образованию человека.
Нельзя сказать, что в России не было профессиональных сообществ. Напротив, в начале нашего столетия они появились, и как показывает В. Г. Горохов, оказывали большое влияние на развитие жизни страны. Но, начиная с конца 20-х годов, большевики закрывают такие общества и союзы, очевидно, как несовместимые с новыми идеологически ориентированными органами управления образованием и промышленностью. Остаются лишь организации, выполняющие декоративные функции, призванные демонстрировать творческую роль советских инженеров. Их реальная функция состояла в распространении информации и проведении мало значимых совещаний. Иную картину мы видим за рубежом, особенно в США, где действуют многочисленные профессиональные общества и союзы, оказывающие влияние на этический климат в сфере образования и в самой профессиональной деятельности. Именно они являются связующим звеном между образованием, бизнесом и обществом.
Наконец, для встречи личности и общества в сфере образования, да и самого образования нужна новая картина социальности. Что показала критика либерально-демократических институтов и мировоззрения? Что общество должно уметь себя защищать (против незаконных мигрантов, террористов, маргиналов и др.); последнее же предполагает ограничение и новое понимание права и других либеральных принципов, а также создание новых социальных практик (в том числе и образовательных). Что нельзя не учитывать новые формы эгоизма человека и новые социальные технологии, работающие против человека и общества. Что в настоящее время складываются новые типы социальности (сетевые сообщества, метакультуры, транснациональные элиты и другие). Все эти проблемы вполне можно решить при условии, что российское общество будет понимать, что нужно делать, и пойдет на соответствующие изменения. Однако, как мы говорили, российское общество пассивно, расколото, манипулируемое властями.
Образование, вероятно, должно участвовать в становлении новой социальной реальности, доводя до учащихся и обсуждая с ними новые реалии, способствуя тому, чтобы шло становление человека, готового к жизни в сложном и неопределенном обществе ближайшего будущего.