Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга… Читать ещё >
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.).
Наиболее обоснованным является подход, Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
- 3 мес.- 1 год — первая группа раннего возраста;
- 1−2 года — вторая группа раннего возраста;
- 2−3 года — I младшая;
- 3−4 года — II младшая;
- 4 года — 5 лет — средняя;
- 5−6 лет — старшая;
- 6−7 лет — подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.