Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Черты саногенного мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свое время Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. В то же время подавление, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает эмоцию. У. Джеймс считал, что субъект сможет «преодолеть нежелательную эмоцию», если будет использовать внешние движения, противоположные желательной эмоции. В этой связи имеет смысл остановиться на экспрессивных… Читать ещё >

Черты саногенного мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью срастаться с ними, при необходимости эффективной деятельности. С другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их, что освобождает образы от их «эмоциональной энергии». Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если наблюдается со стороны. Переживание всегда «занимает» сознание, а рассмотрение переживания направлено на то, как оно «устроено», и происходит его устранение из сознания.
  • 2. При саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. При этом происходит приспособление к подобным ситуациям, так что при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают (фрустрационная толерантность).
  • 3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения (структуры) тех психических состояний, которые контролируются. Такое самонаблюдение невозможно без знаний основ психологии чувств и психологии личности. Поэтому необходимо подробнее описать строение основных отрицательных эмоций: обиды, вины, стыда, зависти, тщеславия, страха.

Как устроена обида (гнев, агрессия).

  • 1. В основе обиды лежат наши ожидания относительно поведения любимого, значимого, ориентированного на нас человека, которые складываются из опыта общения.
  • 2. Вторым элементом является поведение этого другого человека, отклонявшееся от наших ожиданий в неблагоприятную сторону.
  • 3. Наша эмоциональная реакция.

Обида возникает потому, что мы отрицаем право другого на самостоятельные действия. Обижаясь, мы эксплуатируем любовь другого человека, наказывая его чувством вины.

Обида отличается от оскорбления. Оскорбитель не испытывает вины, ибо имеет цель причинить страдание. Если обиду мы рассматриваем как оскорбление, мы освобождаем другого человека от вины, признаем, что он нас не любит. Оскорбление перерастает в гнев и агрессию быстрее, чем обида.

Как устроена вина (элементы структуры).

  • 1. Каким должен быть я в соответствии с ожиданиями другого человека или группы людей.
  • 2. Восприятие собственного состояния «здесь и теперь».
  • 3. Сличение модели ожидаемого и реального поведения и обнаружение несоответствия, усиленного обидой на лице партнера.

Вина — это всегда страдание. Попросив прошения, мы тем самым ослабляем собственные страдания.

Как устроен стыд Стыд — эмоция, регулирующая поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в «Я — концепции».

Под ударами стыда человека влечет к добродетели. Элементы структуры стыда.

  • 1. Каким я должен быть «здесь и теперь» согласно «Я — концепции».
  • 2. Каков я «здесь и теперь».
  • 3. Осознание разногласия.

Стыд позволяет определить «Я — концепцию». Если нам стыдно за слабость, значит, мы считаем себя сильными. Осознаем, что это не совсем так, стремимся к совершенствованию. Опасна ложная «я — концепция», заключенная в формуле «я всегда должен быть…» А собственно почему, для чего и кому должен?

Как устроены зависть, тщеславие, гордыня.

I. Он такой же, как я, по некоторым формальным признакам.

  • 2. Концентрация внимания на объекте сравнения.
  • 3. Сравнение и обнаружение нетождественности: в свою пользу испытываем гордость, тщеславие; не в свою пользу — зависть.

Зависть и злорадство имеют одну основу. Злорадство — защита против зависти, ибо всегда найдется тот, у кого дела обстоят хуже, чем у меня. «Зависть порождается идеей равенства; зависть страшнее ненависти, ибо она порождает ее», — гласит афоризм.

Как устроен страх.

Страх порождается прогностической способностью ума предвидеть неприятности.

Источники страха всегда связаны с субъективным восприятием и оценкой ситуации, обстоятельств или другого человека как угрозы для себя.

  • 1. Предвидение страдания.
  • 2. Осознание неэффективности привычных средств защиты.
  • 3. Эмпатические страхи (бояться вместе с другими).
  • 4. Предвидение потери радости, удовольствия от чего-либо, связанного с кем-либо.

Виды страдания разнообразны, поэтому разнообразны и страхи. Главное в любой ситуации — выявить причину, которая порождает страх, и только после этого возможно определение путей и способов избавления от него. Итак, саногенное мышление — это попытка рационализировать свои переживания. Вербализация чувства сложнее вербализации мысли. Однако именно процесс осмысления переживания сглаживает эмоции, вытесняет их из сознания, снижает интенсивность аффекта, тем самым способствует оптимизации общения. Ибо никому не захочется лишний, раз испытывать чувство вины, общаясь с обидчивым человеком, Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление — это гибкое мышление.

Саногенное мышление невозможно и без достаточно развитого уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объектах размышления (в нашем случае структуре переживаний), что достигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признаем, что к этому есть причины не каждый раз нам известные, оно признает, что поведение человека определяется им самим.

Саногенное мышление признает следующие права человека (по К. Келли):

  • · Право быть одному;
  • · Право быть независимым;
  • · Право на успех;
  • · Право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • · Право получить то, за что платишь;
  • · Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
  • · Право просить то, что хочешь;
  • · Право выражать свои чувства и мысли;
  • · Право делать ошибки и быть ответственным за них;
  • · Право не быть напористым;
  • · Право иметь право.

Усвоение саногенного мышления.

Любое поведение, в том числе умственное, усваивается двумя путями:

  • 1) путем самостоятельного исполнения действия;
  • 2) путем наблюдения моделей желательного поведения и подражания выбранному образцу.

Усвоение культурных стереотипов происходит путем наблюдения моделей поведения и мышления значимых других (в реальной действительности, в письменном описании, в рассказе, в кинофильме). Модели закрепляются в сознании, если подкрепляются положительными эмоциями.

Методика обучения саногенному мышления довольно проста: представляется эмоция и педагог (тренер в специальной группе, где происходит обучение) демонстрирует, как нужно о ней думать в соответствии со знаниями о структуре эмоций и содержании соответствующих социальных стереотипов.

Саногенное мышление — это своеобразный разговор с самим собой (может осуществляться в одиночестве, письменно, в беседе с другими). Это общение между я-управителем и я, идентифицирующим себя с социальными стереотипами (тем, как я воспринимаю себя глазами других).

В процессе обучения саногенному мышлению человек воспроизводит самостоятельно и произвольно те умственные операции, которые, будучи непроизвольными, создавали симптомы невроза или слуховых галлюцинаций.

Чтобы погасить отрицательную эмоцию, ее нужно либо пережить, что чревато осложнениями, ибо вызывает в ответ отрицательные эмоции окружающих; либо проиграть в уме (при этом в ходе обдумывания важно не испытывать повторных переживаний). Благодаря освоению этого действия человек перестает быть пассивным рабом культурных стереотипов, хотя и продолжает подчеркивать их, ибо культура не может существовать без социально-этических норм. Способность отделить себя от стереотипов делает человека индивидуальностью. Умение прощать себя и других — важный акт саногенного мышления. Позвольте себе и другим «иметь право».

Итак, овладение саногенным мышлением — одно из направлений повышения эмоциональной устойчивости и оптимизации педагогического общения.

Ганс Селье, мировой авторитет в исследовании психологического стресса, обнаружил, что главной зашитой от стресса являются положительные эмоции и чувства: любовь, уважение, восхищение успехами других, радость и др.

Самоконтроль позволяет человеку преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием; зависть — доброжелательностью; коварство — великодушием, скепсис — надеждой и т. п. Это достигается на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки. Это второе направление формирования эмоциональной устойчивости.

В свое время Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. В то же время подавление, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает эмоцию. У. Джеймс считал, что субъект сможет «преодолеть нежелательную эмоцию», если будет использовать внешние движения, противоположные желательной эмоции. В этой связи имеет смысл остановиться на экспрессивных характеристиках основных положительных эмоций: радости, удивления, интереса (по классификации К. Изарда). Умение педагога распознать по поведенческим признакам переживание радости другим человеком и знание того, как он в этом состоянии выглядит со стороны, позволит ему чаще использовать внешние признаки выражения этой эмоции в установлении благожелательных контактов с учащимися и коллегами.

1. Радость: оттягиваются уголки губ, ломается линия губ, собираются морщинки у глаз, выражается и узнается с младенчества. Первый социальный жест ребенка — улыбка.

Ощущение: уверенности, значительности, чувство, что любишь и любим, удовлетворенность. Мир видится «сквозь розовые очки» Радость увеличивает способность признавать мир. Возникает как реакция на успех после усилий, при узнавании — хорошо знакомого, особенно после длительного отсутствия, человека или объекта.

Радость усиливает отзывчивость. Улыбка вызывает улыбку, увеличивает устойчивость к фрустрации и боли, успокаивает, снимает напряжение.

2. Интерес: легкое приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, открытый рот, наклон головы набок.

Это чувство увлеченности, зачарованности, любопытства, Интерес обусловлен новизной и изменением в человеке, среде, в воображении, памяти, мышлении.

3. Удивление: мимолетное состояние, реакция на внезапное событие.

Выражение: брови приподняты, морщинки на лбу, глаза расширены, рот приоткрыт и принимает овальную форму, колени слегка согнуты, тело устремлено вперед.

Удивление обычно вызывается положительным, иногда и отрицательным событием. Функции его — в выводе нервной системы из прежнего состояния и приспособление к внезапным изменениям. Удивление очищает нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.

Эффективность общения и обучения повышается при одновременном проявлении у учащихся радости, интереса и удивления.

Важно не бояться открыто выражать положительные эмоции. Хроническое подавление эмоций, чрезмерная сдержанность ведет к психосоматическим расстройствам.

Путь к овладению эмоциями сложен. Как указывал К. С. Станиславский, он больше похож на выманивание, чем на прямое вызывание нужного чувства. Только косвенно, создавая сложную систему представлений, понятий, образов, в состав которых входит известная эмоция, мы можем вызвать и нужные чувства и придать этим психологический колорит всей системе в целом, в том числе и внешнему выражению эмоции.

Перед любым общением с учащимися и коллегами педагогу нужно психологически «настроиться»: предварительно «проиграть» в уме логику рассуждений, форму предъявления сообщения, эмоциональное состояние, возможные затруднения общения и способы их предупреждения и преодоления, что позволит преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.

Приемы повышения эмоциональной устойчивости.

  • · Пытайтесь заменить отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.
  • · «Включайте» интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (сосчитайте до десяти и «включите» саногенное мышление).
  • · Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел.
  • · Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу.
  • · Чаше пользуйтесь добрым юмором.
  • · Если же случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод и прекратите «самобичевание».
  • · Превратите индивидуально эгоцентрическую ситуацию в типовую. «Развенчание» субъективной значимости переживаний достигается через объективное понимание их закономерностей (структуры эмоций).
  • · Овладейте системой релаксации (расслабления).
  • · Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте реакцию собеседников на ваше воздействие, прогнозируйте трудности и пути их преодоления, используя знания о барьерах в общении и защитных формах поведения личности.

Таковы основные составляющие эмоциональной устойчивости — некоего гаранта и фактора оптимального, плодотворного общения, общения без барьеров или с благополучным их разрешением, без защитных механизмов, без срывов и эмоциональных потрясений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой