Теоретические аспекты исследования межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Нейрофизиологами выделено три «зоны перекрытия», функциональное значение которых определяется их соотношениями с полями ядерных зон, между которыми они располагаются. Это верхняя теменная область, нижняя теменная область и височно-теменно-затылочная область. Обе теменные области и топографически и функционально тесно связаны с зонами кожно-кинестетического и зрительного анализаторов… Читать ещё >
Теоретические аспекты исследования межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психофизиологические и нейропсихологические основы изучения функционирования межанализаторных связей
В процессе роста ребенка, начиная с самого его рождения, важным компонентом его развития является развитие процессов восприятия (перцепции). Современная психологическая наука рассматривает перцептивные процессы, как информативную систему, работа которой представляет собой восприятие не отдельных органов или частей организма, а информационный аспект организма в целом. Можно сказать, что, восприятие включается в организацию любой деятельности. Так же перцептивные процессы обеспечивают регуляцию деятельности, и совершенствуется под влиянием условий данной деятельности.
Это можно объяснить тем, что познание воспринимаемьш объектов пpoтекает наиболее полным образом при условии их восприятия несколькими органами чувств. Когда функционирование нескольких сенсорных систем пpoxoдит взаимосвязано — это позволяет воспринимать различные свойства объектов с помощью разных сенсорных систем (зрение, слух, осязание, кинестетическая чувствительность и т. д.), проводить анализ внутри каждой сенсорной системы, соотносить разномодальные признаки, и на основе интегративной обработки принимать решение.
Под межанализаторным взаимодействием понимается сочетание различных сенсорных модальностей при доминировании одной или нескольких из них в процессе приема и переработки информации. [13].
Э.Дж. Айрес считает, что межанализаторное взаимодействие происходит «автоматически» это упорядочивание ощущений, которые дают информацию о физическом состоянии тела и окружающей среды. [1].
С нейропсихологических позиций межанализаторное взаимодействие рассматривается как физиологическая составляющая процесса восприятия, выраженная ассоциативно-интегративной целостностью модальных взаимодействий, где доминантная модальность восприятия, суммируясь с субдоминантными, создает полноценный полимодалъный образ, согласующийся с речевым мышлением.
С психолого-педагогических позиций, понятие межанализаторное взаимодействие рассматривается как структурная часть базовой функции познавательных процессов, характеризующихся в способе восприятия информации, зависящем от личностного и социального опыта субъекта. Проблема взаимодействия анализаторов применительно и к норме и в особенности к патологии чрезвычайно широка, сложна и разнообразна.
В нашей исследовательской работе мы будем придерживаться точки зрения В. И. Насоновой, которая отмечает, что межанализаторное взаимодействие — это взаимодействие нескольких анализаторов, обеспечивающее комплексные формы переработки информации, что является необходимым для осуществления познавательных процессов, играющих ведущую роль в сознательной деятельности человека. [49].
Широкие исследования ведутся в разных науках: психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, дефектологии.
В 30-e годы в отечественной психологии Б. М. Тепловым была высказана первая четкая формулировка о проблеме взаимодействия анализаторов. Он считал, что акт восприятия можно рассматривать как «взаимодействие одновременных ощущений». Восприятие пространства, формы, величины предметов требуют взаимодействия различных ощущений.
Психофизиологическая трактовка была выдвинута С. В. Кравковым в 40х годах и заключалась в том, что взаимодействие анализаторов, в большинстве случаев, влияния одних органов чувств на другие, может рассматриваться как их сотрудничество. Например: зрительная и кинестетическая системы находятся в постоянной кооперации.
Развитие концепции С. В. Кравкова нашло продолжение в 60-e годы в работах И. М. Соловьева, в форме комбинированной инновации, который рассматривал проблему в русле дефектологии и выделил 3 рода взаимодействия анализаторов:
- 1) Содействие органов чувств при восприятии предметов;
- 2) Отношения любого воспринимающего анализатора с кинестетическим анализатором;
- 3) Взаимодействие анализаторов при выполнении практической деятельности.
В современных нейрофизиологических исследованиях рассматриваются механизмы деятельности сенсорных систем, их конструкции и интеграции на разных уровнях мозга. Интеграция сенсорных систем осуществляется на всех уровнях центральной нервной системы, а своих высших форм она достигает на уровне коры головного мозга.
Физиологические эксперименты и клинические наблюдения показали и установили области, в которые проецируются рецепторные поверхности всех анализаторных систем. Это первичные поля ядерных зон, являющихся у человека высокоспециализированными участками коры и позволяющие выделить мельчайшие раздражения, что является совершенно необходимым для восприятия сложных комплексов раздражителей.
В периферических отделах ядерных зон расположены вторичные поля. Они играют существенную роль в интеграции раздражителей, выделяемьш первичными полями, а также в функциональном объединении ядерных зон разных анализаторов.
Морфологическим выражением дальнейшего усложнения функциональных отношений между анализаторами является тот факт, что в процессе прогрессивного расширения ядерных зон анализаторов по поверхности полушария возникает взаимное перекрытие этих зон с образованием особых «зон перекрытия» они называются третичные поля. Многочисленные группы нейронов, из которых образованы третичные поля коры, в максимальной степени концентрируют в себе возможности функциональных взаимодействий между анализаторами, протекающих на высшем уровне интегративной деятельности коры. 49].
Нейрофизиологами выделено три «зоны перекрытия», функциональное значение которых определяется их соотношениями с полями ядерных зон, между которыми они располагаются. Это верхняя теменная область, нижняя теменная область и височно-теменно-затылочная область. Обе теменные области и топографически и функционально тесно связаны с зонами кожно-кинестетического и зрительного анализаторов. Височно-теменно-затылочная область составляет зону перехода между слуховой и зрительной зонами коры, и функционально особенно тесно связана с наиболее сложными формами интеграции слуховой и зрительной рецепции при реализации письма и чтения.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что у человека, развивающегося рез каких-либо патологий описаны три группы корковых полей первичные, вторичные и третичные вместе с их системами переключений и связей между ними, и вместе с подкорковыми инстанциями работают как одно целое.
Посредством обширных ассоциативных связей обеспечивается совместная работа всей коры передней и задней частей больших полушарий. Этим достигается функциональное единство всех высших психических процессов. Информация от органов чувств, поступающая в ядерные зоны анализаторов и подвергающаяся сложному анализу и синтезу в зонах перекрытия. Затем происходит перешифровка этой информации в серии организованных в пространстве и времени двигательных импульсов, осуществляемых под постоянным контролем обратной сигнализации, идущей как от самих эффекторов, так и от органов чувств, воспринимающих движение.
Известный нейропсихолог А. Р. Лурия, анализируя роль функциональных блоков мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности, говорит о том, что в блоке приема, переработки и хранения информации, состоящем из первичных, вторичных и третичных зон отмечается действие закона убывающей модальной специфичности.
Суть этого закона заключается в том, что первичные зоны обладают максимальной модальной специфичностью. На уровне вторичных зон она представлена в значительно меньшей степени. Этот уровень характеризуется модально-специфическими познавательными функциями, заключающимися в интеграции в одних случаях зрительной, в других слуховой, в третьих тактильной информации. Третичные зоны этого блока приобретают способность играть интегрирующую роль в работе более специфических зон, обеспечивая тем самым осуществление сложных познавательных процессов. Эти ассоциативные структуры, как уже отмечалось, играют особенно важную роль в функциональной организации мозга, т.к. обеспечивают совместную работу отдельных анализаторов. 38].
Е.Д. Хомская, указывает на то, что мозг представляет собой сложную единую метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, ингегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из которых строится из различных микросистем. Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью.
Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигается за счет динамичности и изменчивости составляющих их микросистем. [79].