Особенности агрессивного поведения у детей с особыми образовательными потребностями
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7−10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно… Читать ещё >
Особенности агрессивного поведения у детей с особыми образовательными потребностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве факторов индивидуального риска, обусловленных биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения, можно выделить следующие:
Родовые травмы, нарушения пренатального развития — все это, вызывают в будущем повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешанность и быструю психическую истощаемость ребенка. На этой почве у ребенка чаще возникают конфликты с окружающими и вероятность агрессивного поведения повышается. Среди других наследственных детерминант называют влияние гормонов (повышенный уровень тестостерона). Травмы и органические заболевания мозга, например черепно-мозговая травма, эпилепсия, опухоль мозга. В ряде случаев формируется расстройство личности по органическому типу, среди его симптомов — эмоциональные нарушения в виде раздражительности, вспышек гнева и агрессии. 22, 29, 53, 77,].
Психические заболевания в детском и подростковом возрасте также повышают вероятность агрессивного поведения (детский аутизм, шизофрения и др.). Аномалии развития, а также врожденные физические дефекты являются факторами, хронически фрустрирующими ребенка и затрудняющими его полноценное взаимодействие с другими людьми. Вследствие этого, может повышаться склонность к агрессивным реакциям.
Дети с нарушениями слуха.
Очень часто родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих детей: ребенок капризен, упрям, непослушен, устраивает истерики, всего боится. Обучать и развивать ребенка из-за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком так, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения. Действительно, многие глухие дети выглядят более непоседливыми, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослого, которая помогает им понять, что можно, а что нельзя, научиться искать оценку взрослых своим действиям. Если слышащий малыш, заинтересовавшись чем-то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то глухой ребенок будет стараться сразу потрогать предмет. Он не понимает объяснений словами. Если родители не понимают этого и все время оттаскивают его от разных интересных вещей, то любознательный малыш будет проявлять упрямство. Глухой малыш чаще боится, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают. Многих конфликтных ситуаций можно избежать если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности. [115,116,117,120].
Дети с нарушением речи.
Среди различных отклонений в развитии личности достаточно распространенными являются речевые нарушения, которые либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития. Современные психологические исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи. Однако особой проблемой является поведенческая сторона у детей с нарушениями речи, можно выделить несколько основных трудностей в поведении и общении между детьми:
- 1) ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
- 2) ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
- 3) ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
- 4) ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
У детей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у детей без нарушений в речевом развитии. Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость. [80,138,143].
Дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7−10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. [77,80] Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Клинические и психологические исследования, проведённые Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской [74] и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР. Так, например при ЗПР психогенного происхождения, дети интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Вот две формы агрессивного поведения детей [127] :
1) Социализированная; 2) Несоциализированнная.
При первой форме поведения дети не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, зачастую они игнорируют социальные нормы. Агрессию дети используют агрессию для привлечения внимания, они очень ярко выражают свои эмоции. Во второй форме, дети обычно страдают психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга), что проявляется негативными эмоциональными состояниями (страх, тревога, дисфория). Отрицательные эмоции и враждебностьсопровождающаятаких детей, могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на стрессовую или психотравмирующую ситуацию. Такие дети тревожные, склонные к возбуждению и импульсивному поведению, проявляется это чаще всего проявлением вербальной или физической агрессией. Дети не пытаются искать сотрудничества со сверстниками и взрослыми, они зачастую сами не могут объяснить причины своих поступков. Одна из самых распространенных ошибок взрослых, это стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. В свою очередь, дети, которых регулярно наказывают за агрессивное поведение, тоже начинают подавлять их. К сожалению, это опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка и когда — нибудь она вырвется наружу в виде яростного взрыва. 4,17 ].