Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
Новые времена значительно расширяют задачи, стоящие перед учителем физической культуры, в дополнение к основной задаче — физического совершенства подрастающего поколения. Пришло время интеграции эстетического, нравственного и физического воспитания как необходимой базы для гармоничного развития личности. Недооценка эстетического воспитания средствами физической культуры значительно снижает… Читать ещё >
Эстетическое воспитание на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обладание чувством прекрасного отличает человека от всех других обитателей планеты Земля. Правда, подходы к пониманию сущности прекрасного у людей весьма неоднозначны, по-разному они относятся к категориям красоты, ее принципам и критериям. Однако во все времена бесспорной признавалась прямая связь между умением ценить красоту и уровнем духовного развития, уровнем культуры человека. Значение красоты в том, что она формирует чувства: ребенок познает окружающий мир через чувственное восприятие, а оно в значительной мере определяется эстетическим воспитанием.
Существующая действительность такова, что подготовка детей к школе ориентирована на развитие логического мышления и мало затрагивается при этом их духовное начало. Становление эстетических вкусов, представлений о прекрасном прежде всего должно основываться на умении отличать красивое от безобразного, доброе от злого, возвышенное от низменного.
Дети обостренно воспринимают окружающий мир, и привитые им ориентиры ярко проявляются при становлении личности. Видеть и оценивать прекрасное ребенку во многом помогают единение с природой, наблюдение ее естественных факторов. Если данный период упущен и ребенок перестал реагировать на различные проявления красоты, он, как правило, переходит в категорию проблемных, трудновоспитуемых.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости.
Физическая культура и спорт предоставляют неисчерпаемые возможности для воспитания чувства прекрасного, его проявления через красоту человеческого тела, гармонию движений, корректные взаимоотношения людей, основанные на справедливости, честности, уважении соперника.
Эстетика тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения — самая трудная из всех задач.
Подобные задачи начали решаться ещё задолго до нашего времени. Особое предпочтение для их решения отдавалось гимнастике. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир. С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось её воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека.
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты считался танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий.
Прогрессивные философы и педагоги эпохи Просвещения предлагали ввести новую систему всестороннего воспитания молодёжи, стремясь выработать естественность поведения: естественную манеру держаться, естественные движения. Взгляды Руссо, Песталоцци были подхвачены буржуазной интеллигенцией в ряде стран. Обращалось внимание на то, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь; умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.
В начале XX века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности» как в движениях, так и в костюме. Стремление к поиску свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движения. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.
В 20-х годах, после приезда А. Дункан в Россию, появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ.
Новые времена значительно расширяют задачи, стоящие перед учителем физической культуры, в дополнение к основной задаче — физического совершенства подрастающего поколения. Пришло время интеграции эстетического, нравственного и физического воспитания как необходимой базы для гармоничного развития личности. Недооценка эстетического воспитания средствами физической культуры значительно снижает возможности положительно воздействовать на личность детей и подростков. Огромный потенциал эстетического воспитания детей и подростков заложен в школьной физической культуре. Более половины всех уроков проводится на свежем воздухе, в разные времена года. Многие упражнения (различные виды бега, прыжки, метания, игры) проходят в скверах, парках, на стадионах в солнечную и пасмурную погоду, во время листопада и при появлении новой весенней зелени. Невозможно не обратить внимание учащихся на явления и красоты природы!
Также уроки лыжной подготовки располагают большими резервами для приобщения к красоте окружающего мира. Скольжение по первому снегу, радующему первозданной белизной и свежестью, спуски и подъемы, поднимающие вихри искрящихся, переливающихся снежинок, тающих на разгоряченных щеках, вызывают радость приходу новой зимы. Для учителя физической культуры это дополнительные возможности использовать средства оздоровления и закаливания. Лыжные прогулки, катание с гор, сооружение снежных городков, крепостей, подвижные игры на снегу — все эти разнообразные формы и естественные средства укрепления и развития организма на фоне положительных эмоций способствуют эстетическому воспитанию школьников. Улучшается восприятие красоты движений, ощущения себя в окружающем мире.
Подвижные и спортивные игры предоставляют большие возможности для формирования эстетики отношений в связках «учитель и ученик», «игрок — соперник», «игрок — партнер», определяющих морально-нравственную и эмоциональную атмосферу на основе общечеловеческих ценностей: уважение и самоуважение, объективная оценка возможностей своих и других членов команды, стремление к физическому самосовершенствованию через коллективные действия.
Уроки гимнастики — это комплекс средств эстетического воздействия. Наблюдая грациозные, плавные, выразительные движения гимнастов, фигуристов, акробатов, дети создают представление об идеальном выполнении гимнастических упражнений, понимают, что можно овладеть мастерством при целенаправленных занятиях. Гимнастические упражнения формируют внешнюю культуру движений детей и подростков, выражающуюся в красоте позы, жестов, походки, в мимике. У школьников складывается твердая уверенность в возможности достичь красивых форм своего тела, не прибегая к помощи различных новомодных диет, систем питания и сомнительных «поясов стройности».
Невозможно переоценить эстетическое оформление спортивного зала, площадки, стадиона и т. д. Правильный подбор оборудования, снарядов, предметов, их внешний вид, цветовая гамма, объективно воздействуют на формирование эстетических представлений, вкусов и отношений.
Нужно прививать детям эстетический вкус к выбору спортивной одежды и обуви, напоминать, что она предназначена только для занятий физическими упражнениями.
Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что школьники, получившие эстетическую подготовку, располагают большими возможностями для освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений. Широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявить себя учащимся не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность. Особенность педагогической деятельности заключается в многостороннем преобразовании объекта своего воздействия. То есть учитель по физической культуре постоянно должен развивать у своих воспитанников потребности и способности замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать её.
физкультура эстетика движение.
Библиографический список
- 1. Кулагина И. Физ-ра или физическая культура? М., 2007.
- 2. Лях В. И. Чувство прекрасного воспитывается. М., 2006.
- 3. Сараф М. Д., Столяров В. И.
Введение
в эстетику спорта: Учеб. пособие для институтов ФК. М., 1986.
- 4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика ФВ и С. М., 2000.