Введение.
Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках курса "Человек и мир"
Для достижения данной цели в соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: Выявить пути активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы при изучении курса «Человек и мир». Разработать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся 2 класса на уроках по курсу «Человек и мир». Исследование проводилось с февраля по март 2015… Читать ещё >
Введение. Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках курса "Человек и мир" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников — является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию познавательной деятельности, к ее активизации. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Педагогической наукой и школьной практикой накоплен достаточно богатый материал по рассматриваемой проблеме для того, чтобы сделать его обобщение, поставить новые задачи и решить их с учетом достижений современной педагогики и психологии. Несмотря на уже существующие в педагогической практике рекомендуемые способы и средства активизации познавательной деятельности, учителя считают данную проблему очень важной и прилагают огромные усилия для ее решения.
Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науку по этой теме являются исследования В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Педагогами и методистами, исследовавшими проблему активизации познавательной деятельности учащихся, было сделано много полезного для практики обучения и выдвижения новых дидактических идей. Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время накоплены обширные данные по вопросам психологии учения, использования различных способов активизации деятельности школьников, много сделано в плане совершенствования содержания и методов обучения. Следует, однако, учесть, что работы названных авторов и большинство других исследований выполнены в условиях работы школы по старым программам так, что не могли опираться на анализ изменившейся школьной практики. Поэтому проблема повышения активизации познавательной деятельности младших школьников в настоящее время все еще является магистральной проблемой дидактики.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель исследования — разработать методические рекомендации для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир».
Объект исследования — процесс обучения по курсу «Человек и мир» в начальной школе.
Предмет исследования — средства, методы и формы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир».
Для достижения данной цели в соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- 1. Проанализировать психолого-педагогические исследования, посвященные активизации познавательной деятельности младших школьников.
- 2. Рассмотреть роль курса «Человек и мир» в развитии познавательной деятельности учащихся.
- 3. Выявить пути активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы при изучении курса «Человек и мир».
- 4. Определить уровень развития познавательной активности учащихся 2 класса.
- 5. Разработать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся 2 класса на уроках по курсу «Человек и мир».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ программ, учебников; обобщение педагогического опыта учителей начальных классов; анализ результатов констатирующего эксперимента.
В гипотезе мы исходим из того, что если проанализировать теоретические основы развития познавательной деятельности учащихся 2 класса на уроках по курсу «Человек и мир» и разработать приемы ее активизации, то их внедрение в практику обучения позволит повысить уровень познавательной деятельности учащихся 2 класса.
Исследование проводилось с февраля по март 2015 года на базе 2 «А» класса ГУО «Средняя школа № 21» г. Могилева.