Введение.
Организация опытов и наблюдений учащихся за растениями в природных условиях
Биология — наука о жизни, поэтому и задача учителя-помочь учащимся воспринять школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия не только были интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные, творческие и познавательные способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной… Читать ещё >
Введение. Организация опытов и наблюдений учащихся за растениями в природных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Биология — наука о жизни, поэтому и задача учителя-помочь учащимся воспринять школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия не только были интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные, творческие и познавательные способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Для современного общества усвоение школьниками суммы разнообразных знаний по различным предметам представляется недостаточным. Те ребята, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе XXI века. Пришла пора смены приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения любых проблем. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная работа: занятия на пришкольном участке, постановка опытов и экспериментов, фенологические наблюдения, и экскурсии. Таким образом, будущие педагоги должны сами обладать познавательной самостоятельностью и должны знать, как сформировать данное качество у учащихся.
Вопросы организации натуралистической работы с учащимися нелегко решать на теоретических занятиях. Трудность заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий. Кроме того, ему необходимы навыки организации проведения опытно-практической работы на школьном учебно-опытном участке. Наряду с теоретическим курсом и лабораторными занятиями полевая практика дает возможность наиболее полно показать широкий диапазон знаний, умений и навыков, которые необходимы будущему учителю биологии. Различные методы и методические приемы работы с учащимися в природе могут освоить лишь под руководством педагога во время учебно-полевой практики по биологии.
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановки опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Объектом исследования является организация опытов и наблюдений на уроках биологии в средней школе.
Предметом исследования является организация опытов и наблюдений, учащихся за растениями в природных условиях.
Цель работы: изучить методику организации опытов и наблюдений, учащихся за растениями в природных условиях.
Из всего этого вытекают следующие задачи исследования:
- 1. Анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы по проблеме исследования.
- 2. Выяснить теоретические основы организации опытов и наблюдений.
- 3. Изучить методику организации опытов и наблюдений, учащихся за растениями в природных условиях.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной справочной литературы по биологии; наблюдение.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что, используя организацию опытов и наблюдений, учащихся за растениями в природных условиях можно добиться систематических знаний в условиях целостного педагогического процесса школы.