Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Ритмический рисунок, хоть и с небольшими неточностями, простучали 8 детей (50%), а у остальных 50% ритмический рисунок не соответствовал заданной мелодии. Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3−4 человека). Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного… Читать ещё >
Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г. Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
- 1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;
- 2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;
- 3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Выявление начального уровня музыкальности у детей
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.
Были поставлены следующие задачи:
- 1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
- 2. Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;
- 3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3−4 человека).
К способам обследования Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели развития музыкальности.
Ладовое чувство. | Музыкально-слуховые представления. | Чувство ритма. |
1. Внимание. | 1. Подпевание знакомой мелодии. | 1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков. |
2. Просьба повторить. | 2. Соответствие движения характеру музыки. | |
3. Наличие любимых произведений. | 3. Соответствие движений ритму музыки. | |
4. Внешние проявления (эмоциональные). | ||
5. Узнавание знакомой мелодии. |
1. Ладовое чувство Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
- 3 балла — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
- 2 балла — слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
- 1 балл — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
- 2. Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
- 3 балла — пропевание всей фразы или мотива.
- 2 балла — подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1−2 звука.
- 1 балл — интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
- 3. Чувство ритма.
- 1. Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
- 3 балла — точное выполнение ритмического рисунка.
- 2 балла — допускает небольшие неточности.
- 1 балл — ритмический рисунок не соответствует мелодии
- 2. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
соответствие ритма движений ритму музыки.
Звучат фрагменты из трех произведений.
- 1) Т. Ломова «Мелодия»,
- 2) М. Журбин «Марш»,
- 3) А. Гречанинов «Моя лошадка».
Ребенку предлагается задание — потанцевать под музыку.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
- 3 балла — выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
- 2 балла — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
- 1 балл — мала двигательная реакция на музыку.
В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего.
Высокий (12−10 баллов) — проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает Средний (9−7 баллов) — проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.
Ниже среднего (6−4 баллов) — интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.
№. п/п. | Имя, фамилия ребенка. | Ладовое чувство. | Музыкально-слуховые представления. | Чувство ритма. | Общий балл. | |
Баринов Семен. | ||||||
Буланкина Вика. | ||||||
Гречковская Кира. | ||||||
Кутепов Андрей. | ||||||
Мирошниченко Алина. | ||||||
Морозов Юра. | ||||||
Самохвалова Полина. | ||||||
Смирнова Соня. | ||||||
Фролов Артем. | ||||||
Журавлева Полина. | ||||||
Шаповалов Максим. | ||||||
Пузова Настя. | ||||||
Кочеткова Кристина. | ||||||
Максурова Даша. | ||||||
Маркин Данил. | ||||||
Малов Егор |
По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням музыкальности и получили следующие результаты Таблица 2.
Баринов Семен. | НС. | ||
Буланкина Вика. | НС. | ||
Гречковская Кира. | НС. | ||
Кутепов Андрей. | С. | ||
Мирошниченко Алина. | НС. | ||
Морозов Юра. | НС. | ||
Самохвалова Полина. | С. | ||
Смирнова Соня. | С. | ||
Фролов Артем. | НС. | ||
Журавлева Полина. | С. | ||
Шаповалов Максим. | С. | ||
Пузова Настя. | НС. | ||
Кочеткова Кристина. | НС. | ||
Максурова Даша. | С. | ||
Маркин Данил. | С. | ||
Малов Егор | НС. |
Данные результаты мы перевели в проценты (Рис1).
Рис. 1. Уровень музыкальности детей на констатирующем этапе эксперимента.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1- 9 детей (56,3%) находятся на среднем уровне, 7 детей (43,7%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.
Анализируя отдельно каждый показатель музыкальности, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений и на подпевание знакомой мелодии. Так, при выполнении первого задание на определение у детей ладового чувства 9 детей (56,3%) произведения слушали не внимательно, отвлекались. Есть дети, которые внимательно слушали, но никак внешне не проявляли своих эмоций.
7 детей (43,7%) никак не реагировали на музыку, она их не заинтересовала.
При определении музыкально-слуховых представлений 4 детей (25%) подпевали достаточно активно, пропевая отдельные слова, а 2 детей (12,5%) включались в звукоподражание в конце песни. У 10 детей абсолютно отсутствовало интонирование, дети не проявляли никакого желания подпеть экспериментатору.
Ритмический рисунок, хоть и с небольшими неточностями, простучали 8 детей (50%), а у остальных 50% ритмический рисунок не соответствовал заданной мелодии.
С удовольствием и желанием потанцевали под музыку все 16 детей, но у них не было смены движений, в зависимости от характера музыкального произведения. Движения детей были эмоционально не выражены.
В целом можно констатировать, что у детей развитие музыкальности находится не на должном уровне.