Сущность самостоятельной работы в методике начального образования
Наряду с термином «забава» в польском языке существует термин «игра». Игра является такой разновидностью забавы, которая основана на соблюдении точно сформированных правил. Прививая уважение к правилам игры, выполняет важные обучающие функции, служит процессом познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. В контексте обшей… Читать ещё >
Сущность самостоятельной работы в методике начального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с устным изложением изученного материала учителям значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.
Это очень важные методы К. Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условие для глубокого овладения знанием и развития мышления учащихся. П. Ф. Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию.
В чем же заключается сущность самостоятельной работы? Раскрывая этот вопрос, Б. П. Есипов написал: «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий».
Обратимся к раскрытию сущности этих методов.
Работа с учеником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебному и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, видов, законов и т. д.). При одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой определение может быть, и не менее оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны самостоятельное овладение учащимся изучаемым материалом и формированием умения работать с учебной литературой.
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо долго соблюдать следующие требования:
- а) Существенное значение, прежде всего, имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения учителя. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работы с учебником, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.
- б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должно предшествовать основательная вступительная беседа учителя. В ней, прежде всего, нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывести в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле. Вот таким должно быть в основном содержание вступительной беседы.
- в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, ставить отдельным из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.
- г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Б. П. Есипов отмечал, что в младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных рассказов, а потом и научно — популярных статей с последующим их пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем нужно добиваться, чтобы школьники, работая с учебником, могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов или тезисов, умели аргументировать положение, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать полученные в книге иллюстрации и т. д.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучение материала, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке оценки знания учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценки знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель становится учащимся вопросы по содержанию их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
Поскольку устный опрос является вопрос ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику.
Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.
Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению нового материала как методы обучения требуют от учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.
Для проверки и оценки успеваемости, учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих школьников, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
Характер для старой школы доведение до учащихся «готовой» информации без параллельного развития умственных и нацеливание их на самостоятельное приобретение знаний встречает в настоящее время противодействие дидактиков — теоретиков во всех развитых странах.
Противодействие исключительному использованию методов проявляется также и среди учителей, хотя и в значительно меньшей степени, однако известно, что учительская профессия труднее всего подается нововведениям. Решительно выступая, по меньшей мере, за равноправную трактовку проблемных методов, следует иметь в виду, что:
- — они допускают наличие пассивных знаний, преобразуя их в активные;
- — способствует получению новой информации и применению ее на практике. Сущность проблемных методов сводится к тому, что они не позволяют учащимся безразлично относится к ситуации, которую они не могут объяснить или разрешить, а, вызывая интересы, заставляют их анализировать ее, выделять в ней известные и неизвестные данные, выдвигать предложение по решению проблем и проверке правильности этих предложений.
Действия, которые при этом учащиеся или вполне сознательно формировать модели исследуемых «структур, соотносить элементы структур и известные связи между ними и дополнять их самостоятельно открытыми элементами и связями;
— теории, когда они формируют утверждения, обобщающие результаты решений в виде законов, закономерностей, принципов или норм практической деятельности.
Характерной чертой современного уровня развития проблемных методов является расширением поля их деятельности, появление новых разновидностей и вариантов. Наряду с классическим проблемным методом в настоящее время выделяют, мозговой штурм, микро-преподавание и дидактические игры.
Дидактические игры.
Метод дидактических игр имеет много разновидностей. Их общей характеристикой является элемент игры. Игра-действие, выполняемое для удовольствия, главная форма деятельности детей до школы, а учащиеся и взрослые занимаются ею, как правило, в свободное от учебы и работы время.
Однако и в этих формах деятельности — в учебе и труде — могут появляться игровые элементы. Вот как писал о работе в Коммуне им. Дзержинского А. С. Макаренко: «Делами аппараты „Лейка“ с точностью до 1 микрока, а ведь это была игра».
Наряду с термином «забава» в польском языке существует термин «игра». Игра является такой разновидностью забавы, которая основана на соблюдении точно сформированных правил. Прививая уважение к правилам игры, выполняет важные обучающие функции, служит процессом познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. В контексте обшей дидактике, нас интересует дидактические игры — забавы. Речь здесь идет об инсценированыих забавах, деловых и логических играх, примером которых может быть Кубик Рубика. Несколько шире рассмотрим две разновидности дидактических игр.
Ситуативный метод.
Этот метод близкий к методу случайностей, основан на введении учащихся в какую — то сложную ситуацию. Задача учащихся в том, чтобы понять эту ситуацию и применять нужное решение, предвидеть последствие этого решения, а также найти другие важные решения. Эта сложная ситуация обычно касается института, что создает необходимость знания учащимися принципа функционирования. Учитывая обычно большую точность и значительный объем даваемых для этого описаний, ситуативный метод неудобен для реализации. Он требует подготовки описаний вместе с приложениями в виде таблиц, схем, проектов изменений, что представляет техническую трудность. Трудность, касающиеся сущности, связываются с необходимостью для учащихся вникнуть в новую для них ситуацию, как правило, не связанную с их опытом и при этом требующую зрелого подхода и предметных решений, а также предвидение их последствий.