Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Нормы и отклонения в становлении детской речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все это описывает становление речи у нормального здорового ребенка, без каких-либо отклонений и нарушений. Если же у ребенка все-таки есть нарушения речи, то они проявятся во всех этапах становления речи. Это такое явление, которое затормозит развитие во всех областях, как в речи, так и на письме, как в фонетике, так и в синтаксисе. Не бывает такого, что нарушение речи проявится только… Читать ещё >

Нормы и отклонения в становлении детской речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что гусеница — жена гуся, а муж стрекозы — стрекозел.

И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:

— Мама, закрой мою заднюю ногу!

И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:

  • — Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
  • — Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
  • — Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
  • — Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились" . Чуковский К. От двух до пяти. — М., -2001.-С.4.

Корней Чуковский

Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенка.

Я привела пример из трудов Чуковского, чтобы наглядно показать, как дети коверкают уже имеющиеся слова в своем родном языке, создают совершенно новые слова. Почему же детскую речь выделяют в отдельную науку? Наверное, именно по этому. Детская речь, настолько интересный и ни на что не похожий процесс, что, рассматривая его внутри какой-либо другой науки, мы не смогли бы до конца его познать.

В данной главе, мы рассмотрим основные этапы становления речи у здоровых детей (то есть норму), а также как влияют нарушения речи у детей на ее становление.

Разные авторы и исследователи выделяют этапы развития речи по-разному, в различных хронологических рамках. Мы возьмем наиболее распространенный норматив.

Этапы:

  • 1) Гуление — это протяжное произношение гласных букв, гулить ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуление в 3−5 месяцев.
  • 2) Лепет — это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5−7 месяцев.
  • 3) Собственно-активная речь — произношение осмысленных слов, но в собственном варианте — автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15−18 месяцев. К 1 году ребенок должен произносить 8−10 слов.

У детей почти с самого рождения развивается пассивный словарь. В него входят слова, которые ребенок слышит из речи взрослых людей. Также в него входят глаголы, которые ребенок усваивает, наблюдая конкретные действия взрослого. Кроме того, в пассивном словаре ребенка присутствуют слова, которые он соотносит с реальными предметами (возможно, слышал многократно).

На 1-ом году у детей нет мышления, поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком.

К 1-му году ребенок понимает около 30−40 слов. В раннем возрасте с 1,5 — 3 лет наблюдается сензитивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи.

Речь развивается по 2-м направлениям:

  • 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий).
  • 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, местоимения и т. д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, невыговаривание. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1−1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными.

Все это описывает становление речи у нормального здорового ребенка, без каких-либо отклонений и нарушений. Если же у ребенка все-таки есть нарушения речи, то они проявятся во всех этапах становления речи. Это такое явление, которое затормозит развитие во всех областях, как в речи, так и на письме, как в фонетике, так и в синтаксисе. Не бывает такого, что нарушение речи проявится только на начальных порах развития речи, а потом пройдет, и данный ребенок будет развиваться одинаково с другими здоровыми детьми. Если и бывает, то только при незначительных нарушениях речи, и если отклонения от нормы были выявлены в раннем возрасте.

Таким образом, главный факт развития речи у детей с отклонениями — это то, что они будут отставать от здоровых детей на каждом этапе. Также и отставание могут быть незначительными или же серьезными.

Выделяют следующие психолого-лингвистические критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку:

  • · нарушения формы речи (устной или письменной);
  • · нарушения вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — говорения или слушания, для письменной — письма и чтения;
  • · нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению или письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу;
  • · нарушения операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
  • · нарушения средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции. — М., — 2007. -С.132.

Чтобы проанализировать, как развивается речь у здорового ребенка и у ребенка с отклонениями, мы работали и проводили тесты с двумя детьми одного возраста — 6 лет. По моему мнению, это самый интересный период становления детской речи. Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности.

Далее будут приводиться 6 критериев развития детской речи:

  • 1) Звукопроизношение
  • 2) Слоговая структура
  • 3) Фонематический слух
  • 4) Лексика
  • 5) Грамматический строй
  • 6) Связная речь

Существуют логопедические и коррекционные детские сады, в которых обучаются дети с различными отклонениями и нарушениями речи. Я обратилась к одному из таких садов («Родничок» — детский сад комбинированного вида № 91, город Люберцы). Были выбраны шесть детей из разных групп: трое из массовых и трое из логопедических групп. Все дети одного возраста — 6 лет.

Список детей из логопедических групп:

  • 1) Полина А. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)
  • 2) Ирада А. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)
  • 3) Егор М. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)

Дети из массовых групп:

  • 1) Миша Б.
  • 2) Люба С.
  • 3) Вика С.

Далее пойдет сравнение этих детей по каждому из вышеприведенных критериев развития детской речи. Данные были получены на основании обследования детей с помощью картинок, упражнений, специальных игровых пособий и т. д.

Я начну сравнивать детей по первому критерию, который называется " звукопроизношение" .

Звукопроизношение — это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата).

Звукопроизношение полностью нормализуется к возрасту шести лет.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву „к“, какое слово получится — рот!» .

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

У детей из массовых групп звукопроизношение к этому возрасту практически сформировано. По результатам обследования выявлено:

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — звукопроизношение.

Полина А. (логопедическая группа).

отстутствие «ж», «ш», «ч», «щ», «л», «ль», «р», «рь» (например: рыба — уиба, щука — сюка, щетка — сетка, чашка — тяфка).

Ирада А. (логопедическая группа).

отсутствие «ч», «щ», «л», «ль», «р», «рь» .

Егор М. (логопедическая группа).

отстутствие «ж», «ш», «ч», «щ», «л», «ль» .

Миша Б.(массовая группа).

звукопроизношение в норме.

Люба С. (массовая группа).

искаженное произношение звука «л» .

Вика С.(массовая группа).

отсутствие звука «рь» .

Второй критерий — слоговая структура.

Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. По результатам обследования выявлено:

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — слоговая структура.

Полина А. (логопедическая группа).

допускает пропуски слогов и звуков в слове (например: мотоциклист — мотоклист, велосипед-сипед).

Ирада А. (логопедическая группа).

неправильное употребление окончаний, приставок и перестановка слогов в слове.

Егор М. (логопедическая группа).

наблюдается уподобления слогов и звуков.

Миша Б.(массовая группа).

нарушение слоговой структуры слов ранее незнакомых ребенку (например: водопроводчик — водоводчик, балерина — барелина).

Люба С. (массовая группа).

слоговая структура в норме.

Вика С.(массовая группа).

слоговая структура в норме.

Третий критерий — фонематический слух.

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем» .

На шестом году жизни формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. По результатам обследования выявлено:

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — фонематический слух.

Полина А. (логопедическая группа).

не выделяет первый звук в слове, также не выделяет ударный звук.

Ирада А. (логопедическая группа).

не может определить позицию звука (начало-середина-конец) и последовательность звуков.

Егор М. (логопедическая группа).

не различает на слух омофоны (например: коза — коса, розы — росы).

Миша Б.(массовая группа).

выделяет место звука в слове (начало-середина-конец), определяет последовательность звуков в слове и их количество.

Люба С. (массовая группа).

фонематический слух полностью сформирован.

Вика С.(массовая группа).

фонематический слух полностью сформирован.

Четвертый критерий — лексика.

Лексика — это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

На шестом году жизни по норме ребенок активно использует названия предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы. А также слова, дифференцированные по степени выраженности качества и свойства. В этом возрасте расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия. По результатам обследования выявлено:

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — лексика.

Полина А. (логопедическая группа).

словарный запас бедный, ограничен бытовой лексикой.

Ирада А. (логопедическая группа).

не знает названия профессий, детенышей животных (допускает ошибки: лошадь — лошаденок, медведь — медвежок, волк — волчок).

Егор М. (логопедическая группа).

не знает частей предметов, времен года; не владеет синонимами и антонимами и обобщающими понятиями (например: фрукты, овощи).

Миша Б.(массовая группа).

словарный запас обширный; выходит за рамки повседневной деятельности.

Люба С. (массовая группа).

словарный запас обширный; умеет подбирать антонимы и синонимы к словам.

Вика С.(массовая группа).

словарный запас обширный; не умеет подбирать антонимы и синонимы к словам.

Пятый критерий — грамматический строй.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система — это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

При типичном варианте развития речи дети к 6 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

По результатам обследования выявлено:

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — грамматический строй.

Полина А. (логопедическая группа).

допускает грубые ошибки в словоизменении (например: в коробке много карандашов; В лесу много деревов).

Ирада А. (логопедическая группа).

допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных (например: заячьи уши — уши зайки, лисий хвост — хвост лисы). Неправильно образует относительные прилагательные (например: меховая шуба — мехная шуба, металлический грузовик — металлный грузовик, смешная игрушка — смехная игрушка).

Егор М. (логопедическая группа).

наблюдаются ошибки в согласовании числительных с существительными (например: пять стулов, пять деревов); ошибки в образовании множественного числа существительных от их единственного числа (например: стул-стулы, зеркало-зеркалы).

Миша Б.(массовая группа).

сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование.

Люба С. (массовая группа).

сформированы навыки словоизменения и словообразование.

Вика С.(массовая группа).

сформированы навыки словоизменения и словообразование.

Шестой критерий — связная речь.

Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ.

Ф.И. О. детей.

Наблюдение становления речи по критерию — связная речь.

Полина А. (логопедическая группа).

сложно составить рассказ по картинке или серии сюжетных картин без помощи взрослого.

Ирада А. (логопедическая группа).

может пересказать текст только по наводящим вопросам. Отвечает на вопросы односложно, не использует полную форму ответа.

Егор М. (логопедическая группа).

при составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи.

Миша Б.(массовая группа).

связная речь сформирована; может составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ, с опорой или без опоры на план-схему.

Люба С. (массовая группа).

связная речь сформирована; может составить описательный рассказ.

Вика С.(массовая группа).

Связная речь сформирована; владеет монологической и диалогической речью.

Данные сравнения развития речи у детей по каждому из критериев приведены в таблице.

Сравнение развития речи детей.

Критерий развития речи у детей.

Развитие речи у детей из массовых групп.

Развитие речи у детей из логопедических групп.

Звукопроизношение.

Речь понятна для окружающих детей и взрослых.

Речь довольно неразборчива («каша во рту») и непонятна.

Слоговая структура.

Дети не допускают ошибок в словах сложной слоговой структуры.

Дети допускают пропуски слогов и звуков в слове, неправильно употребляет морфемы.

Фонематический слух.

Дети могут определить место звука в слове (начало-середина-конец).

Дети не могут определить место звука в слове (начало-середина-конец).

Лексика.

Словарный запас обширный, выходит за рамки повседневной деятельности. Владеют синонимией и антонимией.

Словарный запас ограничен бытовой лексикой; дети не владеют синонимами и антонимами и обобщающими понятиями.

Грамматический строй.

Сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование.

Допускают грубые ошибки в словоизменении и в предложно-падежных конструкциях.

Связная речь.

Высокая речевая активность. Дети могут составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ; владеют диалогической и монологической речью.

При составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи. Дети отвечают на вопросы односложно. Монологическая речь не развита.

Таким образом, можно сделать выводы по развитию детей из массовых и логопедических групп.

  • 1) В плане коммуникации речь детей из массовых групп сформирована, понятна для окружающих детей и взрослых. Более того, дети готовы к обучению в школе, так как у них сформированы фонематические представления;
  • 2) Речь детей из логопедических групп недостаточно разборчива. В связи с тем, что нарушены все стороны речи, дети объясняются непонятно для окружающих. Соответственно, нарушена коммуникативная функция речи;
  • 3) Дети не готовы к обучению в школе, так как у них не сформированы фонематический слух и пространственные представления. У них могут наблюдаться ошибки при чтении и письме. У них могут возникнуть трудности, когда нужно будет отвечать на уроках;
  • 4) У детей снижено внимание, наблюдается быстрая утомляемость, снижен объем памяти на усвоение новой словесной информации;
  • 5) Я выяснила, что даже у нескольких абсолютно здоровых детей, речь может развиваться по-разному (различные хронологические рамки).

Речь — это показатель нашего мышления и уровня развития. В детском возрасте на ее становление влияет абсолютно все: разговаривают ли родители с ребенком или нет, какие слова используют при общении с ребенком и между собой. Ребенок, особенно на первых порах, может только слушать речь, «впитывать» ее, запоминать и пытаться повторить. Также немаловажно, многоязычная ли семья или нет, и правильно ли сами родители произносят слова в присутствии ребенка.

Речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь маленького ребенка формируется под воздействием его окружения. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой