Нормы и отклонения в становлении детской речи
Все это описывает становление речи у нормального здорового ребенка, без каких-либо отклонений и нарушений. Если же у ребенка все-таки есть нарушения речи, то они проявятся во всех этапах становления речи. Это такое явление, которое затормозит развитие во всех областях, как в речи, так и на письме, как в фонетике, так и в синтаксисе. Не бывает такого, что нарушение речи проявится только… Читать ещё >
Нормы и отклонения в становлении детской речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что гусеница — жена гуся, а муж стрекозы — стрекозел.
И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:
— Мама, закрой мою заднюю ногу!
И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:
- — Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- — Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- — Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- — Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились" . Чуковский К. От двух до пяти. — М., -2001.-С.4.
Корней Чуковский
Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенка.
Я привела пример из трудов Чуковского, чтобы наглядно показать, как дети коверкают уже имеющиеся слова в своем родном языке, создают совершенно новые слова. Почему же детскую речь выделяют в отдельную науку? Наверное, именно по этому. Детская речь, настолько интересный и ни на что не похожий процесс, что, рассматривая его внутри какой-либо другой науки, мы не смогли бы до конца его познать.
В данной главе, мы рассмотрим основные этапы становления речи у здоровых детей (то есть норму), а также как влияют нарушения речи у детей на ее становление.
Разные авторы и исследователи выделяют этапы развития речи по-разному, в различных хронологических рамках. Мы возьмем наиболее распространенный норматив.
Этапы:
- 1) Гуление — это протяжное произношение гласных букв, гулить ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуление в 3−5 месяцев.
- 2) Лепет — это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5−7 месяцев.
- 3) Собственно-активная речь — произношение осмысленных слов, но в собственном варианте — автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15−18 месяцев. К 1 году ребенок должен произносить 8−10 слов.
У детей почти с самого рождения развивается пассивный словарь. В него входят слова, которые ребенок слышит из речи взрослых людей. Также в него входят глаголы, которые ребенок усваивает, наблюдая конкретные действия взрослого. Кроме того, в пассивном словаре ребенка присутствуют слова, которые он соотносит с реальными предметами (возможно, слышал многократно).
На 1-ом году у детей нет мышления, поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком.
К 1-му году ребенок понимает около 30−40 слов. В раннем возрасте с 1,5 — 3 лет наблюдается сензитивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи.
Речь развивается по 2-м направлениям:
- 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий).
- 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, местоимения и т. д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, невыговаривание. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1−1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными.
Все это описывает становление речи у нормального здорового ребенка, без каких-либо отклонений и нарушений. Если же у ребенка все-таки есть нарушения речи, то они проявятся во всех этапах становления речи. Это такое явление, которое затормозит развитие во всех областях, как в речи, так и на письме, как в фонетике, так и в синтаксисе. Не бывает такого, что нарушение речи проявится только на начальных порах развития речи, а потом пройдет, и данный ребенок будет развиваться одинаково с другими здоровыми детьми. Если и бывает, то только при незначительных нарушениях речи, и если отклонения от нормы были выявлены в раннем возрасте.
Таким образом, главный факт развития речи у детей с отклонениями — это то, что они будут отставать от здоровых детей на каждом этапе. Также и отставание могут быть незначительными или же серьезными.
Выделяют следующие психолого-лингвистические критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку:
- · нарушения формы речи (устной или письменной);
- · нарушения вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — говорения или слушания, для письменной — письма и чтения;
- · нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению или письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу;
- · нарушения операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
- · нарушения средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции. — М., — 2007. -С.132.
Чтобы проанализировать, как развивается речь у здорового ребенка и у ребенка с отклонениями, мы работали и проводили тесты с двумя детьми одного возраста — 6 лет. По моему мнению, это самый интересный период становления детской речи. Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности.
Далее будут приводиться 6 критериев развития детской речи:
- 1) Звукопроизношение
- 2) Слоговая структура
- 3) Фонематический слух
- 4) Лексика
- 5) Грамматический строй
- 6) Связная речь
Существуют логопедические и коррекционные детские сады, в которых обучаются дети с различными отклонениями и нарушениями речи. Я обратилась к одному из таких садов («Родничок» — детский сад комбинированного вида № 91, город Люберцы). Были выбраны шесть детей из разных групп: трое из массовых и трое из логопедических групп. Все дети одного возраста — 6 лет.
Список детей из логопедических групп:
- 1) Полина А. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)
- 2) Ирада А. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)
- 3) Егор М. (ОНР 3-го уровня — общее недоразвитие речи)
Дети из массовых групп:
- 1) Миша Б.
- 2) Люба С.
- 3) Вика С.
Далее пойдет сравнение этих детей по каждому из вышеприведенных критериев развития детской речи. Данные были получены на основании обследования детей с помощью картинок, упражнений, специальных игровых пособий и т. д.
Я начну сравнивать детей по первому критерию, который называется " звукопроизношение" .
Звукопроизношение — это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата).
Звукопроизношение полностью нормализуется к возрасту шести лет.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву „к“, какое слово получится — рот!» .
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
У детей из массовых групп звукопроизношение к этому возрасту практически сформировано. По результатам обследования выявлено:
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — звукопроизношение. |
Полина А. (логопедическая группа). | отстутствие «ж», «ш», «ч», «щ», «л», «ль», «р», «рь» (например: рыба — уиба, щука — сюка, щетка — сетка, чашка — тяфка). |
Ирада А. (логопедическая группа). | отсутствие «ч», «щ», «л», «ль», «р», «рь» . |
Егор М. (логопедическая группа). | отстутствие «ж», «ш», «ч», «щ», «л», «ль» . |
Миша Б.(массовая группа). | звукопроизношение в норме. |
Люба С. (массовая группа). | искаженное произношение звука «л» . |
Вика С.(массовая группа). | отсутствие звука «рь» . |
Второй критерий — слоговая структура.
Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. По результатам обследования выявлено:
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — слоговая структура. |
Полина А. (логопедическая группа). | допускает пропуски слогов и звуков в слове (например: мотоциклист — мотоклист, велосипед-сипед). |
Ирада А. (логопедическая группа). | неправильное употребление окончаний, приставок и перестановка слогов в слове. |
Егор М. (логопедическая группа). | наблюдается уподобления слогов и звуков. |
Миша Б.(массовая группа). | нарушение слоговой структуры слов ранее незнакомых ребенку (например: водопроводчик — водоводчик, балерина — барелина). |
Люба С. (массовая группа). | слоговая структура в норме. |
Вика С.(массовая группа). | слоговая структура в норме. |
Третий критерий — фонематический слух.
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем» .
На шестом году жизни формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. По результатам обследования выявлено:
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — фонематический слух. |
Полина А. (логопедическая группа). | не выделяет первый звук в слове, также не выделяет ударный звук. |
Ирада А. (логопедическая группа). | не может определить позицию звука (начало-середина-конец) и последовательность звуков. |
Егор М. (логопедическая группа). | не различает на слух омофоны (например: коза — коса, розы — росы). |
Миша Б.(массовая группа). | выделяет место звука в слове (начало-середина-конец), определяет последовательность звуков в слове и их количество. |
Люба С. (массовая группа). | фонематический слух полностью сформирован. |
Вика С.(массовая группа). | фонематический слух полностью сформирован. |
Четвертый критерий — лексика.
Лексика — это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
На шестом году жизни по норме ребенок активно использует названия предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы. А также слова, дифференцированные по степени выраженности качества и свойства. В этом возрасте расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия. По результатам обследования выявлено:
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — лексика. |
Полина А. (логопедическая группа). | словарный запас бедный, ограничен бытовой лексикой. |
Ирада А. (логопедическая группа). | не знает названия профессий, детенышей животных (допускает ошибки: лошадь — лошаденок, медведь — медвежок, волк — волчок). |
Егор М. (логопедическая группа). | не знает частей предметов, времен года; не владеет синонимами и антонимами и обобщающими понятиями (например: фрукты, овощи). |
Миша Б.(массовая группа). | словарный запас обширный; выходит за рамки повседневной деятельности. |
Люба С. (массовая группа). | словарный запас обширный; умеет подбирать антонимы и синонимы к словам. |
Вика С.(массовая группа). | словарный запас обширный; не умеет подбирать антонимы и синонимы к словам. |
Пятый критерий — грамматический строй.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система — это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.
При типичном варианте развития речи дети к 6 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.
По результатам обследования выявлено:
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — грамматический строй. |
Полина А. (логопедическая группа). | допускает грубые ошибки в словоизменении (например: в коробке много карандашов; В лесу много деревов). |
Ирада А. (логопедическая группа). | допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных (например: заячьи уши — уши зайки, лисий хвост — хвост лисы). Неправильно образует относительные прилагательные (например: меховая шуба — мехная шуба, металлический грузовик — металлный грузовик, смешная игрушка — смехная игрушка). |
Егор М. (логопедическая группа). | наблюдаются ошибки в согласовании числительных с существительными (например: пять стулов, пять деревов); ошибки в образовании множественного числа существительных от их единственного числа (например: стул-стулы, зеркало-зеркалы). |
Миша Б.(массовая группа). | сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование. |
Люба С. (массовая группа). | сформированы навыки словоизменения и словообразование. |
Вика С.(массовая группа). | сформированы навыки словоизменения и словообразование. |
Шестой критерий — связная речь.
Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ.
Ф.И. О. детей. | Наблюдение становления речи по критерию — связная речь. |
Полина А. (логопедическая группа). | сложно составить рассказ по картинке или серии сюжетных картин без помощи взрослого. |
Ирада А. (логопедическая группа). | может пересказать текст только по наводящим вопросам. Отвечает на вопросы односложно, не использует полную форму ответа. |
Егор М. (логопедическая группа). | при составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи. |
Миша Б.(массовая группа). | связная речь сформирована; может составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ, с опорой или без опоры на план-схему. |
Люба С. (массовая группа). | связная речь сформирована; может составить описательный рассказ. |
Вика С.(массовая группа). | Связная речь сформирована; владеет монологической и диалогической речью. |
Данные сравнения развития речи у детей по каждому из критериев приведены в таблице.
Сравнение развития речи детей.
Критерий развития речи у детей. | Развитие речи у детей из массовых групп. | Развитие речи у детей из логопедических групп. |
Звукопроизношение. | Речь понятна для окружающих детей и взрослых. | Речь довольно неразборчива («каша во рту») и непонятна. |
Слоговая структура. | Дети не допускают ошибок в словах сложной слоговой структуры. | Дети допускают пропуски слогов и звуков в слове, неправильно употребляет морфемы. |
Фонематический слух. | Дети могут определить место звука в слове (начало-середина-конец). | Дети не могут определить место звука в слове (начало-середина-конец). |
Лексика. | Словарный запас обширный, выходит за рамки повседневной деятельности. Владеют синонимией и антонимией. | Словарный запас ограничен бытовой лексикой; дети не владеют синонимами и антонимами и обобщающими понятиями. |
Грамматический строй. | Сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование. | Допускают грубые ошибки в словоизменении и в предложно-падежных конструкциях. |
Связная речь. | Высокая речевая активность. Дети могут составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ; владеют диалогической и монологической речью. | При составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи. Дети отвечают на вопросы односложно. Монологическая речь не развита. |
Таким образом, можно сделать выводы по развитию детей из массовых и логопедических групп.
- 1) В плане коммуникации речь детей из массовых групп сформирована, понятна для окружающих детей и взрослых. Более того, дети готовы к обучению в школе, так как у них сформированы фонематические представления;
- 2) Речь детей из логопедических групп недостаточно разборчива. В связи с тем, что нарушены все стороны речи, дети объясняются непонятно для окружающих. Соответственно, нарушена коммуникативная функция речи;
- 3) Дети не готовы к обучению в школе, так как у них не сформированы фонематический слух и пространственные представления. У них могут наблюдаться ошибки при чтении и письме. У них могут возникнуть трудности, когда нужно будет отвечать на уроках;
- 4) У детей снижено внимание, наблюдается быстрая утомляемость, снижен объем памяти на усвоение новой словесной информации;
- 5) Я выяснила, что даже у нескольких абсолютно здоровых детей, речь может развиваться по-разному (различные хронологические рамки).
Речь — это показатель нашего мышления и уровня развития. В детском возрасте на ее становление влияет абсолютно все: разговаривают ли родители с ребенком или нет, какие слова используют при общении с ребенком и между собой. Ребенок, особенно на первых порах, может только слушать речь, «впитывать» ее, запоминать и пытаться повторить. Также немаловажно, многоязычная ли семья или нет, и правильно ли сами родители произносят слова в присутствии ребенка.
Речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь маленького ребенка формируется под воздействием его окружения. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.