Содержание формирования совершенствования эффективности системы взаимодействия педагогов с родителями при подготовке ребенка к школе
В период реализации проекта по совершенствованию системы взаимодействия педагогов и родителей при подготовке детей к школе с целью повышения их уровня готовности к школьному обучению посредством специальных педагогических технологий необходимо осуществлять анализ эффективности проводимых мероприятий как на промежуточных этапах, так и на конечном. Сравнивая полученные результаты с ожидаемыми… Читать ещё >
Содержание формирования совершенствования эффективности системы взаимодействия педагогов с родителями при подготовке ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирующий эксперимент проводился на базе государственного дошкольного образовательного учреждения в январе — апреле 2014 года.
На первом этапе мы ознакомили воспитателей с результатами анкетирования родителей, воспитателей, наблюдения за общением между ними. (приложения № 2.4, 2.5).
В методическом кабинете детского сада была организована выставка литературы по педагогическому взаимодействию. (приложение № 3.2).
На втором организационном этапе педагогического эксперимента было проведено:
- — Семинар — практикум «Общение педагогов с родителями воспитанников. Формы и методы работы с семьей»; (Приложение 3.1) Цель — расширить знания воспитателей о возможных формах взаимодействия с родителями.
- — Проект «Родительская почта»
Цель: наладить динамическую и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школе.
Задачи:
- — наладить оперативный сбор информации;
- — обеспечить действенность тематики обращений родителей (адекватность, оперативность, доступность и гласность).
- — Проект «Приемная» .
Цель: установить и поддерживать актуальным договор между родителями и педагогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия в процессе подготовки детей к школе.
Задачи:
- — создать материалы для презентаций педагогов групп, семьи и ребенка;
- — коррекция реального взаимодействия педагогов и родителей.
- — «Почтовый ящик» .
Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития при подготовке к школе. Дать возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы.
В раздевалке группы висит почтовый ящик «Вы спрашиваете …», рядом с которым лежат ручка и чистые листы бумаги. При проведении консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.
На третьем этапе эксперимента реализовались практические мероприятия:
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе» .
Цель — нацелить родителей на активное взаимодействие с ДОУ в форме сотрудничества в период подготовки детей к школе для более комплексного решения проблем ГКШ.
На собрании воспитатель оповещает родителей с какими проблемами они могут встретиться при подготовке детей к школьному обучению, о положительном значении сотрудничества ДОУ и семьи при решении проблем подготовки к школе.
Методические рекомендации по проведению родительского собрания описаны в Приложении 3.3.
Тренинг для родителей «Подготовка детей к школе» .
Цель: организация обучения родителей по направлениям:
- — знакомство с основами психического и педагогического развития детей;
- — дидактические приемы и игры, способствующие формированию и развитию предпосылок учебной деятельности.
Частота занятий: 1 раз в месяц Продолжительность занятий: 2 часа Темы занятий:
1. Готовность к школе. Что это такое?
Цель: дать родителям представление о том, что скрыто за понятие «готовность к школе». Обратить внимание на важность эмоциональной подготовки. Обсудить с родителями принципы организации занятий дома. Предложить для работы с детьми беседу на темы: «Что я знаю о школе?» .
2. Психофизические особенности детей 6−7 лет.
Цель: помочь родителям понять, что развитие ребенка индивидуально и уникально, поэтому не может оцениваться только на хорошо или плохо, показать значимость дошкольного детства для общего развития дошкольника. Предложить для работы с детьми игры на развитие зрительно-моторной ориентации.
3. Играем пальчиками.
Цель: показать роль развития мелких мышц руки ребенка для его общего развития и создание базы для успешного формирования навыка письма. Предложить детям пальчиковые игры.
4. Сенсорное развитие ребенка — фундамент его развития.
Цель: показать родителям роль чувственного опыта ребенка для умственного развития, что ощущение и восприятие — база для развития памяти и мышления. Родители должны заботиться о пополнении сенсорного опыта ребенка. Для детей предложить игры на развитие восприятия, мышления и тактильных ощущений.
5. Как научить ребенка запоминать?
Цель: познакомить родителей с особенностями развития памяти. Дать информацию о мнемотехническом приеме, приеме заучивания, составление рассказа. Предложить для работы с детьми стихи для заучивания и тексты для пересказа.
6. Что важно знать о внимании ребенка.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития внимания детей дошкольного возраста. Родители часто недостатки внимания и недостатки волевой регуляции воспринимают как недостатки памяти. Детям предложить игры для развития внимания.
7. Как развивать эмоции детей?
Цель: познакомить родителей с понятиями и определением что такое эмоции, объяснить зачем нужна улыбка, что такое стресс. Разъяснить родителям значение развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Для детей — игры на развитие мимики и пантомимики (помощь психолога).
8. Что такое детское «Я» .
Цель: темперамент, характер, особенности нервной системы детей, реакции детей, самоконтроль ребенка, самоанализ ребенкавот главные аспекты взросления «Я» .
9. В доме первоклассник.
Пригласить учителя начальных классов. Проводятся совместные игрытренинги.(дети и родители).
Результаты реализации программы повышения педагогической культуры родителей положительно отражаются как на развитии родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка, развития у детей предпосылок учебной деятельности и интереса к школе, формирование у старших дошкольников таких качеств как внимание, усидчивость, самостоятельность, самоконтроль и пр.
Семинар «Семья на пороге школьной жизни» .
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Семинар — практикум для родителей направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе, а также профилактику школьной дезадаптации будущих первоклассников.
Содержит особенности подготовки к школьному обучению, основные факторы успешности подготовки ребенка к школе. Серия рекомендаций и практических советов педагога-психолога для родителей будущих первоклассников представлены в Приложении 3.4.
Семинар-практикум «Подготовка руки ребенка к письму» .
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки руки ребенка к письму.
Семинар-практикум состоит из двух частей:
- — теоретической, на которой воспитатель просвещает родителей в особенности развития мелкой моторики руки у детей, проблемах, с которыми может столкнуться ребенок при освоении письма и способах их решения;
- — практической — воспитатель знакомит родителей с упражнениями для развития мелкой моторики руки. (Приложение 3.5)
Экскурсия в школу.
Цель: дать представление о том, что такое школа, класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Сформировать образ учителя, вызвать эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.
Воспитатель в школе показывает детям гардероб, классы, спортивный и концертный залы, столовую, кабинет медсестры, и т. д. Затем знакомит с учительницей, которая рассказывает детям о том, чем занимаются ученики в школе. Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты. Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят на экскурсии в музеи, посещают театр, кино, цирк и прочие интересные места.
Совершенствование предметно-развивающей среды Для развития основных компонентов готовности к школе и формирования более яркого образа школы предметно-развивающая среда, в которой проходит воспитательно-образовательный процесс играет немаловажную роль.
Для оптимизации предметной среды было проделано следующее:
- — в группе выделено место под уголок школьника, которой оснащен школьной партой, стулом, меловой доской, на столе находится глобус, в ящиках стола тетради в клеточку и в линеечку, пенал с канцелярскими принадлежностями (ручки, карандаши простые и цветные, ластик, циркуль, линейка, ножницы, фломастеры и т. д.), прописи, на стене рядом с доской висят плакаты «Алфавит» и «Числа (от1 до 10)», с боковой стороны парты висит портфель;
- — рядом с уголком школьника был установлен шкаф с учебниками по разным предметам (учебники предоставили школы, которые списали их за истечением срока действия);
- — открытие методического кабинета, оснащенного методическими пособиями, личными наработками педагогов по подготовке старших дошкольников к школе. Методический кабинет могут посещать как родители, так педагоги и узкие специалисты для повышения педагогической культуры;
- — в группе был создан специальный информационный стенд для родителей, включающий по большей части информацию по организации работы в период подготовки детей к школе (план мероприятий для детей по формированию и развитию познавательных мотивов и пробуждения интереса к школе, программа образования родителей, календарный план мероприятий, рекомендации по подготовке ребенка к школе, график работы методического кабинета.
На четвертом этапе (Результативном) был проведен контрольный эксперимент.
В период реализации проекта по совершенствованию системы взаимодействия педагогов и родителей при подготовке детей к школе с целью повышения их уровня готовности к школьному обучению посредством специальных педагогических технологий необходимо осуществлять анализ эффективности проводимых мероприятий как на промежуточных этапах, так и на конечном. Сравнивая полученные результаты с ожидаемыми, выявлять недостатки и подвергать их последующей корректировки. Анализ эффективности должен проводиться путем повторного диагностирования детей на уровень их готовности к школьному обучению, родителей и педагогов на предмет удовлетворенности взаимодействием ДОУ с семьями и результатами данного взаимодействия, т. е. уровнем подготовки старших дошкольников к школе.